21 сентября 

 

День Военно-Морского Флота

 

1907 29 СЕНТЯБРЯ 115 лет назад

Пущен первый трамвай

1922 100 лет назад

Из Петрограда вышел «Философский пароход»
1967 55 лет назад

Открыт музей городского электрического транспорта

30 СЕНТЯБРЯ 

1920 В Доме искусств дан обед в честь Герберта Уэллса
1969 Первый алюминиевый мост
1990 Торжественно открыт памятный знак в честь подвига крейсера «Киров»

1999 Открыт памятник Гёте

1939

Первое празднование Дня ВМФ

День Военно-морского флота.остается одним из самых уважаемых в нашей стране. Несмотря на свою относительную молодость, он накрепко связан с победными традициями русского флота, которые восходят к началу XVIII века. Три белые полоски на голубом гюйсе — это память о трех великих победах Российского флота: при Гангуте, при Чесме и при Синопе.

Основатель русского флота, император Петр Великий, говаривал: «Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, — обе руки имеет». История доказала обоснованность этого афоризма.

 

СЕНТЯБРЬ
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28  29 30 
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 

В Санкт-Петербурге с 1908. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик И. М. Гревса. В 1910 участвовал в создании «Эрмитажного кружка» для подготовки экскурсоводов. Преподавал историю в женской гимназии Н. Н. Яворской, реальном училище А. С. Черняева, в школе при бывшем Тенишевском училище, в интернате для беспризорных в Красной Славянке, во 2-м Педагогическом институте им. Н. А. Некрасова (1919–1926), в Институте истории искусств (1925–1929).

С 1919 работал в Экскурсионной секции Музейного отдела Петроградского Управления научно-художественных учреждений Наркомпроса, в 1921–1924 — в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте, в 1925–1929 — в Петроградском (Ленинградском) отделе Центрального бюро краеведения (ЦБК). С 1921 чл. общества «Старый Петербург», где возглавлял семинарий по экскурсионному изучению города. В 1918–1925 посещал собрания религиозно-философского кружка А. А. Мейера («Воскресенье»), в 1929 по приговору Коллегии ОГПУ сослан на Соловки, в 1930 доставлен в Ленинград и привлечен к «Академическому делу». В конце 1931 отправлен в Белбалтлаг. После освобождения с 1934 жил и работал в Москве.

Автор работ по истории Санкт-Петербурга, методике и организации экскурсионного дела; основоположник комплексного метода изучения городской среды. В 1908–1912 жил на Большом проспекте Петроградской стороны, 25, в 1912–1914 — на Большой Спасской улице (ныне улица Красного Курсанта), 9б, с 1924 — в Детском Селе на улице Революции (ныне Малая улица), 14 (не сохр.). Мемуары Анциферова «Из дум о былом» (1992) — ценный источник по истории культурной и научной жизни Санкт-Петербурга-Ленинграда.

В 1989 году в Ленинграде состоялись «Анциферовские чтения», в 1995 учреждена Анциферовская премия за лучшие современные работы по истории города.

Автор книги «Душа Петербурга» и других работ о нашем городе.

Андроников Ираклий Луарсабович
28 сентября
писатель России XX века, доктор филологических наук, литературовед


ПИСАТЕЛИ

 

Андроников Ираклий Луарсабович
28 сентября - писатель России XX века, доктор филологических наук, литературовед

Арсеньев Владимир Клавдиевич
10 сентября - путешественник Российской империи, географ, писатель-натуралист, этнограф

Ауслендер Сергей Абрамович
30 сентября - драматург XX века, писатель России

Бахтерев Игорь Владимирович
27 сентября - прозаик русского авангарда, писатель России XX века, драматург СССР, поэт

Вознесенская Юлия Николаевна
14 сентября - писатель-фантаст Германии

Вольский Виталий Фридрихович
5 сентября - переводчик XX века, драматург, писатель

Гончарок Михаил Маркович
2 сентября - публицист Израиля, писатель, историк

Дондуков-Корсаков Александр Михайлович
12 сентября - лейб-гусар, генерал от кавалерии (Российская империя), мемуарист Российской империи, генерал-адъютант, писатель в общественном достоянии

Кочергин Эдуард Степанович
22 сентября - писатель России XXI века, сценограф

Краснов Пётр Николаевич
22 сентября - генерал Донской армии, мемуарист Российской империи, генерал-майор, писатель России XX века, генерал-лейтенант республики

Кукольник Нестор Васильевич
20 сентября - писатель России XIX века, поэт, драматург

Кушнер Александр Семёнович
14 сентября - поэт России, писатель Санкт-Петербурга

Легеза Дмитрий Владимирович
25 сентября - писатель XXI века, поэт XX

Мандельштам Роальд Чарльсович
16 сентября - писатель Санкт-Петербурга, поэт России

Сальковский Вилен Абрамович
1 сентября - писатель России XX века

Смирнов Сергей Сергеевич
26 сентября - сценарист XX века, писатель России, историк, редактор

Тимофеев Лев Михайлович
8 сентября - эссеист XX века, экономист, писатель

Толстой Алексей Константинович
5 сентября - переводчик поэзии на русский язык, сатирик Российской империи, писатель России XIX века, поэт, драматург

Смирнов Сергей Сергеевич
26 сентября - сценарист XX века, писатель России, историк, редактор

Тимофеев Лев Михайлович
8 сентября - эссеист XX века, экономист, писатель

Толстой Алексей Константинович
5 сентября -  писатель России XIX века, поэт, драматург


 

 

 

 

Прудникова Елена Анатольевна (27 сентября) - писатель России XX века.

Тумаркин Даниил Давыдович (21 сентября) - этнограф России, писатель, доктор исторических наук, историк науки.

 

ХУДОЖНИКИ

 

Стыцюк Наталия Викторовна
5 сентября -академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, художник кино, сценарист

Ухналёв Евгений Ильич
4 сентября - график России, художник

Шаманов Борис Иванович
15 сентября - живописец Ленинградского Союза художников, художник Санкт-Петербурга

Юнтунен Суло Хейккиевич
1 сентября - художник Карелии

Якунина Елизавета Петровна
1 сентября - художник русского авангарда

Абрамов Николай Алексеевич (24 сентября) - художник России, живописец Ленинградского Союза художников.

Анреп Борис Васильевич (27 сентября) - художник Великобритании.

Берггольц Ричард Александрович (23 сентября) - художник России XIX века, академик Императорской Академии художеств.

Богорад Виктор Борисович (6 сентября) - художник XX века.

Габерцеттель Иосиф Иванович (2 сентября) - художник России XIX века.

Григорьев Александр Константинович (4 сентября) - художник России.

Еремеев Олег Аркадьевич (28 сентября) - художник России, живописец Ленинградского Союза художников.

Забирохин Борис Павлович (29 сентября) - художник Санкт-Петербурга, график России.

Кольцов Сергей Васильевич (30 сентября) - скульптор Москвы, художник XX века, график России.

Лиддердейл Чарльз (28 сентября) - художник Англии.

Орлов Сергей Михайлович (14 сентября) - скульптор XX века, художник-соцреалист России.

Петров Николай Петрович (18 сентября) - художник России XIX века, академик Императорской Академии художеств.

Соколов Алексей Константинович (10 сентября) - художник России.

Соколов Андрей Константинович (29 сентября) - художник-фантаст России.

 

ПОЭТЫ

 

Авдышев Алексей Иванович
19 сентября - поэт XX века, художник

Блох Раиса Ноевна
29 сентября - поэт России, переводчик поэзии на русский язык

Гомолицкий Лев Николаевич
9 сентября - поэт XX века, литературовед русского зарубежья

Заблудовский Андрей Изильевич
11 сентября - композитор России, певец, рок-музыкант, поэт

Кежун Бронислав Адольфович
8 сентября - поэт России XX века, сатирик СССР, переводчик

Адуев Николай Альфредович (15 сентября) - драматург XX века, либреттист России, поэт.

Бергер Анатолий Соломонович (5 сентября) - поэт России.

Закс Дмитрий Михайлович (1 сентября) - поэт Германии, переводчик поэзии на русский язык.

Кудряшев Михаил Иванович (2 сентября) - переводчик XIX века, библиотекарь России, поэт Российской империи.

Осташевский Евгений (9 сентября) - переводчик поэзии на английский язык, поэт США.

Цибуля Александра (13 сентября) - поэт России XXI века.

 

ХУДОЖНИКИ

 

Авилов Михаил Иванович
18 сентября - живописец Ленинградского Союза художников, художник России XX века

Бабурин Михаил Фёдорович
19 сентября - художник-соцреалист России, скульптор XX века

Гордон Михаил Абрамович
29 сентября - сценограф России, график, художник XX века

Изенбек Фёдор Артурович
3 сентября - художник Бельгии

Клодт Михаил Петрович
29 сентября - художник России в общественном достоянии

Наринян Римма Анатольевна
17 сентября - художник-постановщик СССР

Новиков Тимур Петрович
24 сентября - художник России XX века

Пинигин Владимир Кириллович
21 сентября - художник СССР

Позднеев Николай Матвеевич
28 сентября
художник-жанрист СССР, живописец Ленинградского Союза художников

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ 21 сентября  2022 г.


Фрид Григорий Самуилович
22 сентября
кинокомпозитор СССР, композитор России

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

 

КЛИКАБЕЛЬНО!

ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

Сумароков Александр Петрович
25 ноября
драматург России, писатель в общественном достоянии, поэт XVIII века

 

Из биографии

Биография А. П. Сумарокова богата событиями.  Родился он 14 ноября (25 н. с.) 1717 г. в Москве в старинной дворянской семье. Сумароков всегда гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию, но считал, что звание дворянина налагает на него дополнительные обязанности. Он хотел видеть в дворянах людей идеальных – благородных, добродетельных, честных, просвещенных, людей, для которых основная цель жизни – служба на благо отечеству. Сумароков мечтал посредством литературы донести эти идеалы до дворянского общества в целом. В детстве мальчик получил традиционное для своего сословия домашнее образование под руководством прекрасного педагога и воспитателя Ивана Зейкина. Хотя Зейкин был венгром по национальности, он великолепно знал русский язык и многому научил своего воспитанника, прежде всего, привил ему на всю жизнь любовь к литературе, к родной речи.

В 1732 г., в возрасте пятнадцати лет, Сумароков был отдан родителями в только что открытый Сухопутный шляхетный (т. е. дворянский) кадетский корпус. Эта привилегированная «рыцарская академия», как ее еще иначе называли в то время, предназначалась только для детей дворян, которых готовили к руководящей деятельности в военной, гражданской и придворной сферах. В Корпусе, где преподавались история, языки, география, юридические науки, фехтование и танцы, юный Сумароков получил великолепное по тем временам классическое образование. Там же ему привили любовь к театру и литературе. Со временем Шляхетный корпус стал очагом прогрессивной дворянской культуры. Уже в кадетском корпусе Сумароков пристрастился к поэзии, театру, принимал участие в любительских спектаклях, писал оды, любовные песни и другие стихотворения самого разнообразного содержания в подражании Тредиаковскому.  

В Корпусе состоялась премьера написанной Сумароковым первой русской трагедии «Хорев», с которой началось создание русского драматического репертуара. После окончания Шляхетного корпуса Сумароков служил в военно-походной канцелярии, однако все свободное время посвящал литературной деятельности, к которой относился как к профессиональному делу. Что было довольно необычным для того времени.

Театральная деятельность

Огромна роль Сумарокова в становлении и развитии российского театра, как явления. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. Приказ о создании театра и о назначении Сумарокова был подписан Елизаветой I в 1756 г. Существование театра было бы невозможным без драматургических работ Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра им уже были написаны пять трагедий и три комедии. Среди них стихотворные трагедии – «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Современники высоко ценили драматурга и считали его «основателем российского театра». С  полным правом можно повторить слова В. Г. Белинского, назвавшего Сумарокова «отцом российского театра». Работа на посту директора продолжалась около пяти лет, в течение которых Сумарокову пришлось столкнуться с множеством технических и финансовых проблем, которые он по большей части из-за своей неуживчивости и резкости был не в состоянии решить. В этот период ему неоднократно пришлось обращаться с просьбами к всесильному фавориту Елизаветы Петровны – графу Шувалову и вступать в конфликты с ним и другими вельможами. В конце концов, в 1761 г., рассорившись с придворным начальством театра, он был вынужден уйти из своего детища – театра, которому посвятил много сил. С этого времени Сумароков всецело отдается литературному творчеству, которым активно занимался еще в период своей театральной деятельности. В 1755–1758 гг. он сотрудничает с академическим журналом «Ежемесячные сочинения». А в 1759 г. начинает издавать собственный сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела» – первый в России частный журнал, выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II. Сумароков, понимавший необходимость широких реформ в государстве и надеявшийся на их осуществление при Екатерине II, на первых порах был рад перемене царствования. В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Д. Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными. Но вскоре наступило разочарование. Новая императрица не желала прислушиваться к советам и наставлениям просвещенных дворян, а самый настойчивый из них – поэт и драматург Сумароков – попадает в немилость. 

В 1769 г. Сумароков, который к тому времени находится на положении опального писателя и публициста, переезжает в Москву. Здесь в 1770-е гг. он создает свои лучшие комедии «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и трагедии «Дмитрий Самозванец» и «Мстислав». Сначала принимает активное участие в театральных делах, пытается способствовать возрождению Московского театра, который находился в упадке, репетирует с актерами свои пьесы. Но, натолкнувшись на противодействие московского главнокомандующего П. С. Салтыкова, осознает полную бесперспективность своих благих начинаний и намерений. Женившись же на своей крепостной девушке, Сумароков и вовсе падает в глазах дворянского «общественного мнения». Раздражительный и обидчивый от природы и к тому же издерганный постоянными личными неурядицами и невзгодами, насмешками двора и самой императрицы, Сумароков все больше и больше опускается. Последние годы жизни писателя отмечены утратой популярности, материальными лишениями, пристрастием к спиртным напиткам. Он бедствует и, наконец, впадает в полную нищету. Осмеянный и всеми покинутый, писатель скончался 1 октября (12 н. с.) 1777 г. в Москве. У его семьи не оказалось средств даже на погребение писателя.  Александра Петровича Сумарокова похоронили на Донском кладбище за свой счет актеры Московского театра, которые и проводили некогда знаменитого поэта и драматурга в последний путь.

Литературное наследие Сумарокова отличается исключительной широтой и разнообразием. Он создал 9 трагедий и 12 комедий, около 400 басен. А также был талантливым публицистом, критиком, теоретиком литературы, журналистом. Еще более он прославился как драматург, автор трагедий и комедий, которые, по существу, составили основу репертуара русского театра во второй половине XVIII века. Как поэт, Сумароков разрабатывал почти все стихотворные жанры: оды, баллады, мадригалы, сатиры, притчи, эпиграммы, эпитафии, пародии и другие. Особенно знамениты были его сатирические басни и любовные песни, которые пользовались большой популярностью у самых широких кругов читателей. Близки басням по своей сатирической направленности, стилевой манере и эпиграммы Сумарокова, в которых поэт осмеивает те же пороки, что и в баснях. Сатирическое начало ощутимо проявляется и в других жанрах поэзии Сумарокова.  Значительное место в поэзии Сумарокова занимает любовная лирика. Ему удалось в своих любовных песнях (говоря словами Пушкина из «Евгения Онегина») «подслушать сердца первый звук», заговорить языком любви, искреннего и безыскусного чувства. Здесь и кроется причина огромной популярности его песен. Многие из них быстро и легко усваивались дворянской молодежью и разночинцами, переписывались от руки и распространялись в рукописных и печатных сборниках, а некоторые уже при жизни их автора становились народными песнями. Не чужд был Сумарокову и жанр торжественной и духовной оды, хотя здесь его достижения гораздо скромнее, чем, скажем, Ломоносова или Державина. Испытав, особенно на первых порах, воздействие Ломоносова как признанного автора торжественных и духовных од, Сумароков затем пытался освободиться от этого влияния, пойти своим собственным путем. По мнению критиков, безусловным достоинством од самого Сумарокова является их глубокая философичность, поэтическая страстность, живой, естественный и выразительный язык. Заслуги Сумарокова как одного из создателей русского литературного языка, как человека и поэта, требовавшего безусловного уважения к нелегкой и почетной профессии литератора, признавал в пору своей творческой зрелости и Пушкин. В набросках одной из статей 1827 г., Пушкин писал: «Сумароков лучше знал русский язык, нежели Ломоносов, и его критики (в грамматическом отношении) основательны... Сумароков требовал уважения к стихотворству».

Русские писатели по-разному оценивали литературное творчество А. П. Сумарокова. В частности, А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) называл Сумарокова «отменным стихотворцем» и видел в нем прямого наследника поэтической лиры Ломоносова: «Великий муж может родить великого мужа; и се венец твой победоносный. О! Ломоносов, ты произвел Сумарокова». Неоднозначное отношение к творчеству Сумарокова было у В. Г. Белинского. Полагая, что многие произведения Сумарокова имеют только историко-литературное значение, критик считал его одним из «образованнейших и умнейших людей того времени» и подчеркивал, что, «не изучив его, нельзя понимать и его эпохи».

При жизни Сумарокова выходило много его стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку, но полное собрание его сочинений издано не было.

В 1781 г. известный российский журналист и издатель Н. И. Новиков издал в Университетской типографии (типографии Московского университета) посмертное «Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе…» А. П. Сумарокова в 10 томах. Это стало данью памяти Новикова по отношению к недавно умершему поэту, творчеством которого он восхищался. Успех этого первого полного издания произведений Сумарокова был столь велик, что в 1787 г. его пришлось переиздать.

 

Парк усадьбы А.Л. Сумарокова

25 СЕНТЯБРЯ 1906

Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович

 

27 июля 2022В ЦВММ открыт экспокомплекс, посвященный главнокомандующему ВМФ России адмиралу Владимиру Высоцкому

26 июля 2022Собрание ЦВММ пополнилось предметами из семейного архива Героя Советского Союза адмирала Эдуарда Балтина

30 июля 2022Внимание! C 20 по 30 июля 2022 года филиал ЦВММ на крейсере "Аврора" будет закрыт!

22 июля 2022Торжественное закрытие сезона 2022 года проекта "Паруса Памяти ЮНФЛОТ" состоялось на базе ЦВММ

 

 

Как отметят День ВМФ в 2022 году?

В Санкт-Петербурге парад ВМФ начнется после зажжения Ростральных колонн (они будут гореть дважды, с 10.00 до 14.00, а также с 22.00 до 23.30). В 11.00 в акваторию Невы зайдут корабли Балтийского и Каспийского флотов: малый корабль «Углич», оснащенный ракетами «Калибр», противодиверсионный катер «Юнармеец Татарстана» и малый ракетный корабль «Буян-М». Всего в мероприятии будут задействованы до 200 кораблей различных классов. Участие в параде примет и первый женский экипаж патрульного катера «Раптор». Помимо этого главный символ праздника выпускников «Алые паруса» бриг «Россия» также прибудет на парад. 

Интересна будет и воздушная часть парада. В небо над Кронштадтом и Петербургом поднимутся более 40 воздушных судов. В их числе многофункциональные истребители МиГ-29 и Су-27, вертолеты Ми-8 АМТШ, Ка-27ПС и самолёты Ил-38, Ту-134.

Кстати, с началом парада артиллерийская батарея у Петропавловской крепости, даст залп из 12 орудий.

После торжественной части парада гости праздника смогут подняться на корабли и осмотреть их изнутри, посмотреть концерты и принять участие в викторинах и конкурсах. В 21.00 на Дворцовой площади покажут знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось». Вход на мероприятие бесплатный.

Завершит празднование традиционный салют, который стартует в 22.00.

22 СЕНТЯБРЯ 1918

Открыт памятник А. Н. Радищеву

 

22 сентября 1856

 

Открылась частная школа Карла Ивановича Мая

 

23 СЕНТЯБРЯ 1930

Последний номер сатирического еженедельника «Ревизор»

 

28 СЕНТЯБРЯ 1915

Родился Георгий Александрович Товстоногов

 

28 СЕНТЯБРЯ 1904

Открылся театр В. Ф. Комиссаржевской

 

День ВМФ-2022

.

 

Кошеверова Надежда Николаевна
23 сентября
кинорежиссёр XX века