1 января

1700

Введён Юлианский календарь

 

 

 

Современный календарь берёт начало от древнеримского юлианского календаря, который был введён с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществлённой в 46 году до н.э. Юлием Цезарем.

В VII веке по Рождеству Христову дата 1 марта 5508 года до Рождества Христова была официально принята в качестве точки отсчёта (сотворение Адама Господом Богом) для календаря православной византийской эры «от Сотворения мира».

С момента Крещения Руси Великим князем Киевским Владимиром Святым в 988 году и в течение почти 500 лет после этого началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта. Но в 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет.

1 сентября 7208 года в России отпраздновали очередной Новый год. А 20 декабря 7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I, по которому вводилось новое начало года – от 1 января – и новая эра – летоисчисление от Рождества Христова. Царь предписал вместо 1 января 7209 года «oт Сотворения мира» считать 1 января 1700 года «от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца – с сентября по декабрь.

Точность Юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается один дополнительный день. Поэтому к середине ХХ века практически все страны мира стали пользоваться григорианским календарём. В России он был введён после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года; в соответствии с этим была введена и поправка в 13 суток. Год в григорианском исчислении длиннее тропического на 26 секунд, и разность в сутки накапливается в течение 3323 лет. Разница между старым и новым стилями составляет для XVIII века 11 суток, для XIX века – 12 суток и для XX века – 13 суток. Дни недели в обоих календарях совпадают, и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется.

Исправленный календарь получил название «нового стиля», а за старым юлианским укрепилось название «старый стиль». Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живёт по юлианскому календарю.

 

Сокровищница знаков почтовой оплаты России

 

В Центральном музее связи имени А. С. Попова хранится Государственная коллекция знаков почтовой оплаты Российской Федерации, датой создания которой считается 1884 год.

В настоящее время коллекция является крупнейшим систематизированным собранием почтовых марок всех стран мира. Она пополняется из года в год современными выпусками всех почтовых марок стран мира — из Бюро Всемирного почтового союза в Берне и отечественных знаков почтовой оплаты — из АО «Марка».

Самая ценная часть фондов Государственной коллекции знаков почтовой оплаты демонстрируется в специально оборудованном фондохранилище с ограниченным доступом посетителей, которое называется «Сокровищницей российских знаков почтовой оплаты». В хранилище созданы условия для правильного хранения и просмотра материалов, иллюстрирующих историю почты и знаков почтовой оплаты России на протяжении почти двух столетий: с 1743 по 1923 гг. Здесь представлены около 1300 почтовых марок, писем и почтовых карточек, прошедших почту, а также подготовительных материалов к их изданию, включая оригинальные рисунки известных художников. Только в «Сокровищнице» можно увидеть все эти редчайшие экспонаты в подлинниках.

ДЕКАБРЬ
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28  29  30  31
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 

Несомненно, Карл Брюллов (до 1822 года Брюлло) испытал на себе те восторги и восхищения своих современников, которые выпадают в столетие всего лишь на несколько человек даже в таком большом государстве, каким была Россия в XIX веке. Причем поклонение «Великому Карлу», как называли К.П. Брюллова при жизни, было заслуженным, соответствующим его громадному таланту и большому трудолюбию.

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в семье П. И. Брюлло, мастера резьбы по дереву и живописца-декоратора. Рожденный в потомственной «художественной» семье Карл брал свои первые уроки, как и его братья, у своего отца — Павла Брюлло, скульптора-орнаменталиста. В 1809 году ребёнком был принят в Академию. Он занимался в классе исторической живописи, где преподавали тогда известные живописцы и педагоги А. И. Иванов, В. К. Шебуев и А. Е. Егоров. Заканчивает Академию в 1821 году с большой золотой медалью. В 1822 году он вместе с братом Александром, архитектором, был послан в Италию организованным в Петербурге Обществом поощрения художников. Обстоятельства сложились таким образом, что Брюллов прожил в Италии четырнадцать лет. 

Один из русских современников Брюллова, живший в Италии, заказал художнику эту картину на сюжет поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Творчество и судьба Тассо, итальянского поэта XVI века, в то врем приобрели особый интерес в глазах романтиков.

Художник почти дословно изобразил сцену из седьмой песни «Освобождённого Иерусалима» - появление перед группой пастухов царевны Эрминии, заблудившейся в лесу. Она видит старца, плетущего корзину и трёх пастырей, поющих под звуки свирели. Старец рассказывает царевне о прелести простой и невинной жизни среди дубрав и полей, где он обрёл душевный мир и счастье. Брюллова воодушевило чувство гармонии человека и природы, которое он ощутил в этой сцене… В целом же картина осталась незаконченной. Многие его полотна не были доведены до конца: художник увлекался новыми и новыми замыслами. 

Картина «Итальянский полдень» (1827) была заказана Брюллову петербургским Обществом поощрения художников после огромного успеха «Итальянского утра» - первой значительной работы, присланной им из Италии на родину.

Героиня картины – простая итальянка, внешностью совсем не похожая на античные статуи, в течение долгого времени бывшие для искусства непререкаемым образцом совершенства. Впервые в своём творчестве художник сознательно стремился передать именно тип национальной красоты. Эта новизна вызвала неудовольствие Общества. «Целью художества вообще должно быть изображение натуры в изящнейшем виде», - заметил в письме Брюллову секретарь Общества. Между тем, по его мнению, модель, выбранная художником, была «более приятных, нежели изящных соразмерностей».  «Художник… имеет право иногда отступить от условной красоты форм, я решился искать… разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй» - ответил ему Брюллов.

Супруги Оленины изображены во время прогулки в окрестностях Рима. На дальнем плане виден купол собора святого Петра. Хрупкая Варвара Алексеевна устало присела на развалинах полуфантастического античного храма. Брюллов очень внимательно с миниатюрной точностью прорисовал черты её лица, уловил печаль во взгляде больших глаз. Муж Олениной выглядит совершенной её противоположностью. Его холодный и самоуверенный характер достаточно ясно раскрыт художником.

Примечателен сюжет рельефа, на который опирается Оленин. В то время Брюллова интересовала тема «Клеобис и Битон» (сохранилось множество набросков в его альбомах). Это легенда о прекрасных юношах, которые на одном из праздников вместо волов впряглись в колесницу, чтобы доставить в храм свою мать Кидиппу, жрицу богини Геры, и тем самым выразить ей свою сыновнюю любовь и почтение. По просьбе матери богиня Гера пожаловала её детям высшую награду – они заснули в храме навсегда. Быть может, выбор этого сюжета для портрета Олениных связан и с недавней потерей ими ребёнка.

Значительную часть своей жизни знаменитый русский живописец Карл Павлович Брюллов провёл в Италии. Окончив в 1821 году Академию художеств в Петербурге и получив за свои блестящие успехи Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство, художник в следующем 1822 году приехал в Рим.

Изучая искусство классической древности, картины и фрески мастеров Возрождения и живописцев XVII столетия, Брюллов восхищается и упивается природой Италии, её солнечным светом, особым южным укладом быта итальянцев. Он пишет много этюдов с натуры на воздухе, пишет сцены уличной жизни, итальянских женщин, полных очарования.

Изображению быта итальянского народа посвящены многочисленные акварели Брюллова. Сам художник удивительно точно называл их – «национальные сцены»… Поэтическая трактовка жизни в Италии как «рая земного бытия» была свойственна всей русской культуре того времени. Брюллов в этом не был исключением. Его брат Александр в одном из писем на родину особенно подчеркнул подобное восприятие братьями окружающей жизни. «Все, кажется, были счастливы: если же они не были таковыми, то, по крайней мере, они мне таковыми показались, потому что я, может быть, в сию минуту слишком счастлив». 

D 1833 году Брюллов заканчивает «Последний день Помпеи», принесший ему славу первого живописца России и западноевропейское признание.

 «В Риме стыдишься произвести что-нибудь обыкновенное», - писал Брюллов. Этот сюжет связан с гибелью жителей античного города Помпеи в результате извержения Везувия 24 августа 79 года. Картину заказал живший в Италии русский меценат А. Н. Демидов. Впоследствии он подарил «Помпеи» России. В 1834 году работа была выставлена в Петербурге. В Петербурге появление картины вызывает всеобщий восторг и преклонение перед гением ее автора.

Впечатления от этого шедевра внушили Пушкину стихотворение, оставшееся незаконченным.Перед возвращением в Россию в 1836 году Брюллов отправился в путешествие по Греции и Турции. Эта поездка представляла собой своего рода научно-художественную экспедицию. Организовал экспедицию русский дипломат граф В. П.  Орлов-Давыдов. Брюллов вместе с архитектором Н. Е. Ефимовым был приглашен «снимать виды мест и строений». Работы Брюллова были известны только по литографиям. Подлинные акварели пролежали в «Отраде», имении графа под Москвой. Лишь в советское время они стали известны широкой публике и заняли своё место в творчестве художника…

В Париже в 1834 году картина получает золотую медаль французской Академии. ОТСЮДА

 

 

Брюллов Карл Павлович
23 декабря
художник романтизма

День

рождения

 

Писатели

Брюллова Софья Константиновна
16 декабря
писательница России XIX века

Верейская Елена Николаевна (19 декабря) - писательница СССР.

Берендтс Эдуард Николаевич
21 декабря
краевед Ярославской губернии, писатель в общественном достоянии, экономист России, правовед Российской империи, преподаватель Демидовского лицея, директор

Введенский Александр Иванович
6 декабря
поэт XX века, писатель Санкт-Петербурга, сатирик России

Вишневский Всеволод Витальевич
21 декабря
капитан 1-го ранга (СССР), публицист России, сценарист, мемуарист, писатель XX века, драматург

Гаген-Торн Нина Ивановна
15 декабря
мемуарист СССР, писатель XX века, этнограф, исследователь Слова о полку Игореве, поэт, фольклорист

Дарин Дмитрий Александрович
31 декабря
поэт России, писатель Москвы, доктор экономических наук

Икскуль фон Гильденбанд Варвара Ивановна
11 декабря
переводчик XIX века, писатель России

Карпец Владимир Игоревич
12 декабря
сценарист России, режиссёр, писатель, монархист, юрист, переводчик, преподаватель ВШЭ, публицист

Кузнецов Николай Иванович
17 декабря
преподаватель Тартуского университета, писатель в общественном достоянии, ботаник Российской империи

Леберехт Ганс Фридрихович
1 декабря
писатель России XX века

Левшин Александр Леонидович
4 декабря
режиссёр России, композитор, музыкант, писатель XXI века, певец

Ливеровский Алексей Алексеевич

20 декабря
доктор химических наук, химик XX века, писатель России​​​​​​​​​​​​​​


 


 

Маркова Римма Мееровна
5 декабря
писатель Швеции, поэт России

Рыбин Алексей Викторович
21 декабря
рок-музыкант СССР, музыкант группы «Кино», писатель России XX века

Скидан Александр Вадимович
29 декабря
писатель России XX века, поэт, переводчик

Слободской Морис Романович
13 декабря
писатель СССР, поэт России, юморист, сценарист, сатирик, драматург

Танков Александр Семёнович
15 декабря
поэт XX века, писатель Санкт-Петербурга

Федорченко Софья Захаровна
19 декабря
поэтесса, поэт России XX века, писатель

Хармс Даниил Иванович
30 декабря
писатель России XX века, сатирик, поэт, прозаик русского авангарда, драматург

 

Быховский Израиль Адольфович (31 декабря) - преподаватель, капитан 1-го ранга (СССР), историк СССР, подводник, публицист, писатель.

Венус Георгий Давыдович (31 декабря) - писатель СССР.

Киркиж Инга Владимировна (30 декабря) - писатель XXI века, писательница России, сценарист.

Линден Зинаида Владимировна (29 декабря) - эссеист Финляндии, писательница, писатель России.

Мартос Алексей Иванович (12 декабря) - писатель в общественном достоянии, историк Российской империи, мемуарист.

Михельсон Мориц Ильич (10 декабря) - управленец России, писатель Российской империи.

Ржевский Николай Николаевич (16 декабря) - исследователь Антарктики, писатель России XX века, геолог.

 

А

Поэты

Александрова Зинаида Николаевна
3 декабря
поэт России XX века, переводчик, поэтесса

Елагин Иван Перфильевич
11 декабря
переводчик России, поэт XVIII века, историк масонства, сенатор Российской империи, масон, директор императорских театров

Илюхина Галина Александровна
26 декабря
поэт XX века

Лохвицкая Мирра Александровна
1 декабря
поэтесса Серебряного века, поэт России

Надсон Семён Яковлевич
26 декабря
поэт России

Огарёв Николай Платонович
6 декабря
революционер России, философ XIX века, поэт

Одоевский Александр Иванович
8 декабря
поэт России

 

Стратановский Сергей Георгиевич (5 декабря) - поэт России.

Студенская Евгения Михайловна (7 декабря) - поэтесса, переводчик XIX века, писательница России, поэт XX.

Якоби Пётр Николаевич (26 декабря) - поэт России, правовед Латвии, прокурор.

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ  21 декабря  2020 г.

 

Hermitage Online и новые видеопрограммы

 

Понедельник, 21 декабря

13:00 Hermitage Online. Эрмитаж – Старая Деревня. «И от дивана ключ в кармане ты держи...»

Вторник, 22 декабря

16:00 Искусство фоторепродукции второй половины XIX века. Фотографии работ Рафаэля в собрании Государственного Эрмитажа

Пятница, 25 декабря

16:00 Декоративный минимализм. «Оттепель» в советском фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

Церемония открытия выставки

Воскресенье, 27 декабря

12:30 Эрмитаж - детям. Авторская кукла в историческом костюме. Мастер-класс: лепим ноги.

27 декабря 1925

95 лет назад

Погиб Сергей Есенин


В ночь на 28 декабря в гостинице «Интернационал» («Англетер») Есенин, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством: утром 28 декабря его нашли повесившимся в номере гостиницы. За день до этого он написал стихи «До свиданья, друг мой, до свиданья...» и передал их своему ленинградскому другу — поэту Вольфу Эрлиху.

«К концу 1925 года решение «уйти» стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом. [...] В последние месяцы своего трагического существования Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли — вторая, третья, четвертая, пятая... Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить.»[1]

Москва прощалась с Есениным в Доме печати. Похоронен Сергей Есенин на Ваганьковском кладбище в Москве.

Источники:
1. Мемуары Анатолия Мариенгофа

 

Погудин Олег Евгеньевич
22 декабря
певец России, актёр

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

В    ДЕКАБРЕ    ОТКРЫТЫ    СТАНЦИИ!

 

КЛИКАБЕЛЬНО! ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

Хармс Даниил Иванович
30 декабря
писатель России XX века, сатирик, поэт, прозаик русского авангарда, драматург

 

22 декабря 1857

Появилась в продаже первая в России почтовая марка


На ней был изображен государственный герб России — в голубом овале на фоне мантии, увенчанной короной. Марка стоила 10 копеек; тираж ее составил три миллиона экземпляров, а за декабрь было продано 7757 экз. Официально марку ввели в обращение с начала нового, 1858 года.

 

 

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

Сумароков Александр Петрович
25 ноября
драматург России, писатель в общественном достоянии, поэт XVIII века

 

Из биографии

Биография А. П. Сумарокова богата событиями.  Родился он 14 ноября (25 н. с.) 1717 г. в Москве в старинной дворянской семье. Сумароков всегда гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию, но считал, что звание дворянина налагает на него дополнительные обязанности. Он хотел видеть в дворянах людей идеальных – благородных, добродетельных, честных, просвещенных, людей, для которых основная цель жизни – служба на благо отечеству. Сумароков мечтал посредством литературы донести эти идеалы до дворянского общества в целом. В детстве мальчик получил традиционное для своего сословия домашнее образование под руководством прекрасного педагога и воспитателя Ивана Зейкина. Хотя Зейкин был венгром по национальности, он великолепно знал русский язык и многому научил своего воспитанника, прежде всего, привил ему на всю жизнь любовь к литературе, к родной речи.

В 1732 г., в возрасте пятнадцати лет, Сумароков был отдан родителями в только что открытый Сухопутный шляхетный (т. е. дворянский) кадетский корпус. Эта привилегированная «рыцарская академия», как ее еще иначе называли в то время, предназначалась только для детей дворян, которых готовили к руководящей деятельности в военной, гражданской и придворной сферах. В Корпусе, где преподавались история, языки, география, юридические науки, фехтование и танцы, юный Сумароков получил великолепное по тем временам классическое образование. Там же ему привили любовь к театру и литературе. Со временем Шляхетный корпус стал очагом прогрессивной дворянской культуры. Уже в кадетском корпусе Сумароков пристрастился к поэзии, театру, принимал участие в любительских спектаклях, писал оды, любовные песни и другие стихотворения самого разнообразного содержания в подражании Тредиаковскому.  

В Корпусе состоялась премьера написанной Сумароковым первой русской трагедии «Хорев», с которой началось создание русского драматического репертуара. После окончания Шляхетного корпуса Сумароков служил в военно-походной канцелярии, однако все свободное время посвящал литературной деятельности, к которой относился как к профессиональному делу. Что было довольно необычным для того времени.

Театральная деятельность

Огромна роль Сумарокова в становлении и развитии российского театра, как явления. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. Приказ о создании театра и о назначении Сумарокова был подписан Елизаветой I в 1756 г. Существование театра было бы невозможным без драматургических работ Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра им уже были написаны пять трагедий и три комедии. Среди них стихотворные трагедии – «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Современники высоко ценили драматурга и считали его «основателем российского театра». С  полным правом можно повторить слова В. Г. Белинского, назвавшего Сумарокова «отцом российского театра». Работа на посту директора продолжалась около пяти лет, в течение которых Сумарокову пришлось столкнуться с множеством технических и финансовых проблем, которые он по большей части из-за своей неуживчивости и резкости был не в состоянии решить. В этот период ему неоднократно пришлось обращаться с просьбами к всесильному фавориту Елизаветы Петровны – графу Шувалову и вступать в конфликты с ним и другими вельможами. В конце концов, в 1761 г., рассорившись с придворным начальством театра, он был вынужден уйти из своего детища – театра, которому посвятил много сил. С этого времени Сумароков всецело отдается литературному творчеству, которым активно занимался еще в период своей театральной деятельности. В 1755–1758 гг. он сотрудничает с академическим журналом «Ежемесячные сочинения». А в 1759 г. начинает издавать собственный сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела» – первый в России частный журнал, выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II. Сумароков, понимавший необходимость широких реформ в государстве и надеявшийся на их осуществление при Екатерине II, на первых порах был рад перемене царствования. В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Д. Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными. Но вскоре наступило разочарование. Новая императрица не желала прислушиваться к советам и наставлениям просвещенных дворян, а самый настойчивый из них – поэт и драматург Сумароков – попадает в немилость. 

В 1769 г. Сумароков, который к тому времени находится на положении опального писателя и публициста, переезжает в Москву. Здесь в 1770-е гг. он создает свои лучшие комедии «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и трагедии «Дмитрий Самозванец» и «Мстислав». Сначала принимает активное участие в театральных делах, пытается способствовать возрождению Московского театра, который находился в упадке, репетирует с актерами свои пьесы. Но, натолкнувшись на противодействие московского главнокомандующего П. С. Салтыкова, осознает полную бесперспективность своих благих начинаний и намерений. Женившись же на своей крепостной девушке, Сумароков и вовсе падает в глазах дворянского «общественного мнения». Раздражительный и обидчивый от природы и к тому же издерганный постоянными личными неурядицами и невзгодами, насмешками двора и самой императрицы, Сумароков все больше и больше опускается. Последние годы жизни писателя отмечены утратой популярности, материальными лишениями, пристрастием к спиртным напиткам. Он бедствует и, наконец, впадает в полную нищету. Осмеянный и всеми покинутый, писатель скончался 1 октября (12 н. с.) 1777 г. в Москве. У его семьи не оказалось средств даже на погребение писателя.  Александра Петровича Сумарокова похоронили на Донском кладбище за свой счет актеры Московского театра, которые и проводили некогда знаменитого поэта и драматурга в последний путь.

Литературное наследие Сумарокова отличается исключительной широтой и разнообразием. Он создал 9 трагедий и 12 комедий, около 400 басен. А также был талантливым публицистом, критиком, теоретиком литературы, журналистом. Еще более он прославился как драматург, автор трагедий и комедий, которые, по существу, составили основу репертуара русского театра во второй половине XVIII века. Как поэт, Сумароков разрабатывал почти все стихотворные жанры: оды, баллады, мадригалы, сатиры, притчи, эпиграммы, эпитафии, пародии и другие. Особенно знамениты были его сатирические басни и любовные песни, которые пользовались большой популярностью у самых широких кругов читателей. Близки басням по своей сатирической направленности, стилевой манере и эпиграммы Сумарокова, в которых поэт осмеивает те же пороки, что и в баснях. Сатирическое начало ощутимо проявляется и в других жанрах поэзии Сумарокова.  Значительное место в поэзии Сумарокова занимает любовная лирика. Ему удалось в своих любовных песнях (говоря словами Пушкина из «Евгения Онегина») «подслушать сердца первый звук», заговорить языком любви, искреннего и безыскусного чувства. Здесь и кроется причина огромной популярности его песен. Многие из них быстро и легко усваивались дворянской молодежью и разночинцами, переписывались от руки и распространялись в рукописных и печатных сборниках, а некоторые уже при жизни их автора становились народными песнями. Не чужд был Сумарокову и жанр торжественной и духовной оды, хотя здесь его достижения гораздо скромнее, чем, скажем, Ломоносова или Державина. Испытав, особенно на первых порах, воздействие Ломоносова как признанного автора торжественных и духовных од, Сумароков затем пытался освободиться от этого влияния, пойти своим собственным путем. По мнению критиков, безусловным достоинством од самого Сумарокова является их глубокая философичность, поэтическая страстность, живой, естественный и выразительный язык. Заслуги Сумарокова как одного из создателей русского литературного языка, как человека и поэта, требовавшего безусловного уважения к нелегкой и почетной профессии литератора, признавал в пору своей творческой зрелости и Пушкин. В набросках одной из статей 1827 г., Пушкин писал: «Сумароков лучше знал русский язык, нежели Ломоносов, и его критики (в грамматическом отношении) основательны... Сумароков требовал уважения к стихотворству».

Русские писатели по-разному оценивали литературное творчество А. П. Сумарокова. В частности, А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) называл Сумарокова «отменным стихотворцем» и видел в нем прямого наследника поэтической лиры Ломоносова: «Великий муж может родить великого мужа; и се венец твой победоносный. О! Ломоносов, ты произвел Сумарокова». Неоднозначное отношение к творчеству Сумарокова было у В. Г. Белинского. Полагая, что многие произведения Сумарокова имеют только историко-литературное значение, критик считал его одним из «образованнейших и умнейших людей того времени» и подчеркивал, что, «не изучив его, нельзя понимать и его эпохи».

При жизни Сумарокова выходило много его стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку, но полное собрание его сочинений издано не было.

В 1781 г. известный российский журналист и издатель Н. И. Новиков издал в Университетской типографии (типографии Московского университета) посмертное «Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе…» А. П. Сумарокова в 10 томах. Это стало данью памяти Новикова по отношению к недавно умершему поэту, творчеством которого он восхищался. Успех этого первого полного издания произведений Сумарокова был столь велик, что в 1787 г. его пришлось переиздать.

 

Парк усадьбы А.Л. Сумарокова

НА  ЭТОЙ  НЕДЕЛЕ

 

1 января 1839 Первый номер обновлённого журнала «Отечественные записки»

Журнал «Отечественные записки» был основан П. П. Свиньиным и издавался с 1818 года. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан А. А. Краевскому.

Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в обновлённом журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский и многие другие известные литераторы, историки, критики.

Выходил на протяжении четырех с половиной десятилетий; в числе редакторов — А. А. Краевский, Н. А. Некрасов.

 

Выпуски государственных знаков почтовой оплаты

Художник: О. Савина (марка); оформление: М. Милорадова (надпечатка). Номинал: 23 р.

Размер марки: 32,5×65 мм, размер листа: 160×160 мм. Форма выпуска: лист с оформленными полями из 8 (4×2) марок. Тираж: 44,8 тыс. марок (5,6 тыс. листов).

 

 

 

25 янв. 1837 г. Сегодня в нашей мастерской были Пушкин и Жуковский. Сошлись они вместе, и Карл Павлович (Брюлов) угощал их своею портфелью и альбомами. Весело было смотреть, как они любовались и восхищались его акварельными рисунками; но когда он показал им недавно оконченный рисунок: "Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне", то восторг их выразился криком и смехом. Да и можно ли глядеть без смеха на этот прелестный, забавный рисунок? Смирнский полицейместер, спящий посреди улицы на ковре и подушке, такая комическая фигура, что на нее нельзя глядеть равнодушно. Позади него за подушкой, в тени, видны двое полицейских стражей: один сидит на корточках, другой лежит, упершись локтями в подбородок и болтая босыми ногами, обнаженными выше колен; эти ноги, как две кочерги, принадлежащие тощей фигуре стража, еще более выдвигают полноту и округлость форм спящего полицейместера, который, будучи изображен в ракурс, кажется от того еще толще и шире. Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище; но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой; Пушкин был безутешен; он, с рисунком в руках, стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: "Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня; отдай мне этот". Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой.

АП. И. МОКРИЦКИЙ. Воспоминания о Брюллове. Отеч. Запис., 1855, т. С111, отд. II, 165 - 166.