22 ноября 1870

150 лет назад

Первое заседание Общества архитекторов

Петербургское общество архитекторов образовалось на основе небольшого кружка петербургских архитекторов и инженеров-строителей, организованного в 1862 году по инициативе архитектора В. А. Шрётера. Деятельность кружка сводилась к обсуждению архитектурных проектов, чтению литературы и переводов из иностранных журналов и составление рисунков. В начале 1865 года, когда численность кружка достигла 70 человек, был разработан устав общества, однако его обсуждение и согласование затянулось на пять лет.

Устав Петербургского общества архитекторов утверждён 21 октября 1871 года. Членами-учредителями общества стали В. А. Шрётер, В. А. Коссов, Д. И. Гримм, А. Л. Гун, И. С. Китнер, Н. Ф. Брюллов, А. Розанов, Н. Л. Бенуа, Э. И. Жибер, В. П. Куроедов, И. И. Шапошников, П. Ю. Сюзор, А. П. Брюллов, П. Кудрявцев, Р. А. Гёдике, Я. Савельев, Д. Д. Соколов[3]. Согласно уставу, цель общества состояла «в художественно-научном и практическом развитии архитектурной деятельности в России».

С 1872 года общество издавало архитектурный и художественно-технический журнал «Зодчий». В качестве приложений к журналу издавались еженедельный «Листок архитектурного журнала „Зодчий“» (1876—1877), «Воскресное прибавление» (1878), воскресный листок «Неделя строителя» (1881—1883, 1885—1902). В 1892, 1900 и 1911 годах общество созвало I, III и IV съезды русских зодчих в Санкт-Петербурге. В 1901 году при Обществе создано Общество взаимопомощи архитекторов-художников. Общество занималось расчетом сооружений, пропагандой новых построек, исследованием строительных материалов, благоустройством городов. Уделяло внимание истории русской архитектуры и охране памятников. Общество участвовало в архитектурно-строительных выставках, устраивало ежегодные архитектурные конкурсы, организовало проведение в СПб. 1-го, 3-го и 4-го Всероссийского съездов зодчих. На своих собраниях заслушивало доклады по актуальным вопросам теории и практики архитектуры, проводило юбилейные чествования архитекторов. Возглавило организацию конкурсного проектирования в России.

Собрания членов общества проходили сначала на квартире А. И. Резанова, затем в одном из залов Императорской Академии художеств], позднее — на набережной реки Фонтанки, 40, Офицерской улице, 18 и улице 3-я Рота, 5.

В 1873 году общество насчитывало 223 члена; в 1915 г. — 271 член.

Прекратило деятельность после 1917 года, было воссоздано с тем же названием в 1922 году как «научно-техническое объединение зодчих и инженеров-строителей».

 

ДИСКУССИЯ «ДЯГИЛЕВ. ГЛАВНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ЭПОХИ: ЗВЁЗДЫ, МОДА, ДЕНЬГИ»

22.10.2020 г. 12:00

Модератор — Сергей НИКОЛАЕВИЧ, главный редактор журнала «Сноб».

Сергей Дягилев — законодатель вкусов, вершитель судеб, первый трендсеттер эпохи.
Он был не только продюсером выдающихся спектаклей, вошедших в мировую историю театра, но автором новых маркетинговых технологий и гением PR, что позволило «Русским сезонам» в течение почти двадцати лет оставаться сенсацией. Что это были за технологии? Как выстраивалась PR стратегия? Кто поддерживал Дягилева финансово? Какие из его менеджерских идей и открытий продолжают оставаться актуальными для мира моды и современного искусства? Все это темы для дискуссии с участием Натальи Метелицы, Алексея Мирошниченко, Фрола Буримского, Ольги Хорошиловой, Лизы Бобковой, Павла Пригары, Александра Перепелкина.

Дискуссия будет транслироваться онлайн на официальных страницах Фестиваля в соцсетях:

www.YOUTUBE.com/c/Diaghilev-psRu/

www.FACEBOOK.com/diaghilevps

www.INSTAGRAM.com/diaghilev_ps/

 

 

 

 

Статья

НОЯБРЬ
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28  29  30 
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 

 

Дружинин (Александр Васильевич) — известный критик и беллетрист. Род. 8 октября 1824 г. в СПб. Сын состоятельных и чиновных родителей, он с ранних лет приобрел основательное знание иностранных языков и ту благовоспитанность, которая составляла основную черту не только личного характера Д., но и всей литературной деятельности его. До 16 лет Д. воспитывался дома, затем был отдан в пажеский корпус. Здесь он сделался присяжным поставщиком «сочинений» для товарищей и писал множество юмористических стихотворений на разные случаи школьной жизни. Поступив офицером в л.-гв. финляндский полк, Д. был очень любим товарищами; тем не менее полковая жизнь совсем не удовлетворяла его, и через три года он ее оставляет. До 1851 г. он числится в канцелярии военного министерства, после чего окончательно бросает службу и становится «только» литератором. Литературная деятельность Д. сосредоточивалось до 1856 года в «Современнике» и началась в 1847 г. повестью «Полинька Сакс» (№ 12). Дебют был блестящий, повесть имела большой успех, да, в сущности, и до сих пор составляет краеугольный камень известности Д. Успех подбодрил юного писателя, и он в течение года одну за другой печатает три большие вещи: «Рассказ Алексея Дмитриевича», «Фрейлейн Вильгельмина» и роман «Жюли», которым как бы закончил свою беллетристическую деятельность. Продолжая изредка давать рассказы и даже большие повести, он главные силы свои направляет на критику и статьи по истории литературы.

И на новом поприще Д. ожидал большой успех. «Письма иногородного подписчика», в легкой форме дававшие отчет о новостях текущей литературы, сильно читались, и, несмотря на всю их шутливую легковесность, Д. занял вакантное со смертью Белинского амплуа «первого критика». Почти одновременно он выступает в роли «эссеиста» и дает ряд обширных статей об английской литературе — Краббе, Ричардсоне, Шеридане, Босвеле, Джонсоне, Вальтере Скотте, Дизраэли и др., которые утвердили за ним репутацию знатока не только английской, но и вообще иностранной литературы. В 1850 г. Д. печатает «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» и этим дебютирует еще на одном поприще — юмористического фельетона. Успех не заставил себя ждать и тут. Правда, «Чернокнижников» произвел некоторый скандал в литературных кружках, но читался очень усердно и привлек к себе всеобщее внимание. Впоследствии Д. неоднократно и с большою охотою возвращался к псевдониму «Чернокнижников». В конце 1856 г. Д. становится во главе редакции «Библиотеки для чтения», в которой изредка сотрудничал и раньше. Все, по-видимому, предсказывало успех новой редакции: дружеские связи Д. с лучшими представителями нового литературного поколения — Тургеневым, Толстым, Григоровичем, Анненковым, Боткиным и др., изящный вкус редактора, его любовь к делу. Надежды, однако, совсем не оправдались: «Библ. для чт.» была затерта другими изданиями. Достаточно прочитать profession de foi новой редакции, чтобы понять причину этого неуспеха. В то время, когда Россия была охвачена могучим стремлением к общественному обновлению, Д. выступал с заявлением, где ни единым словом не упоминалось о том, как смотрит редакция на новое течение русской жизни, какого направления она для него желала бы и т. д. Обещала редакция вести дело «ohne Hast, ohne Rast» — лозунг, мало подходивший к эпохе, которая неслась на всех парах. В 1858 г. Д. пригласил в соредакторы начинавшего входить в большую известность Писемского. Но и этот высокоталантливый романист был человек весьма мало подходивший для роли руководителя журнала, который должен был конкурировать с такими изданиями, как «Рус. вестн.» и «Современник». В результате «Библиотека для чтения» заняла совершенно второстепенное место и тот же Тургенев, который в 1856 г. надеялся, что журнал под «командою» Д. быстро процветет, в 1861 г. называл ее «глухой дырой».

 

 

Дружинин Александр Васильевич
20 октября
писатель России XIX века,

переводчик

День

рождения

сегодня

Писатели

 

Бегунов Юрий Константинович
20 октября
исследователь древнерусской литературы, писатель России XX века, доктор филологических наук, славист, литературовед

 

Вагинов Константин Константинович
3 октября
прозаик русского авангарда, писатель России XX века, поэт

 

Водовозов Василий Иванович
9 октября
переводчик XIX века, преподаватель Первой Санкт-Петербургской гимназии, писатель России, педагог Российской империи

 

Гнедич Пётр Петрович
30 октября
драматург XIX века, искусствовед России, мемуарист, переводчик, редактор, писатель

 

Дружинин Александр Васильевич
20 октября
писатель России XIX века, переводчик

 

Кёппен Владимир Петрович
7 октября
географ Германии, ботаник, метеоролог, писатель в общественном достоянии

 

Коневской Иван Иванович
1 октября
писатель в общественном достоянии, поэт Российской империи

 

Лукницкий Павел Николаевич
12 октября
альпинист СССР, писатель, географ

 

Мазуркевич Владимир Александрович
12 октября
адвокат Российской империи, переводчик XIX века, писатель России, поэт, драматург

 

Вадецкий Борис Александрович (29 октября) - переводчик России, писатель СССР.

 

Горбовский Глеб Яковлевич (4 октября) - писатель России XX века, поэт.


 


 

Дар Давид Яковлевич (24 октября) - журналист СССР, писатель Израиля.

 

Иванов Александр Павлович (23 октября) - писатель-фантаст России, искусствовед.

 

Никольский Борис Николаевич (9 октября) - писатель СССР.

 

Суркис Феликс Яковлевич (8 октября) - писатель России XX века.

 

Фиш Радий Геннадиевич (28 октября) - писатель России XX века, востоковед.

 

Эйснер Алексей Владимирович (18 октября) - писатель XX века, поэт, переводчик поэзии на русский язык.

 

Юрий Фельзен (22 октября) - писатель России XX века.

 

Гришаев Андрей Робертович
15 октября
поэт России

 

Зив Михаил Давидович
15 октября
поэт Израиля

 

Маков Николай Иванович
24 октября
поэт СССР

 

Озерский Дмитрий Александрович
8 октября
рок-музыкант России, поэт, клавишник

 

Ольхин Александр Александрович
25 октября
дипломат XIX века, адвокат, юрист, поэт России

 

Волькенштейн Владимир Михайлович (2 октября) - поэт СССР, сценарист, драматург Российской империи.

 

Гингер Александр Самсонович (17 октября) - поэт XX века

 

Горбунова Алла Глебовна (30 октября) - поэтесса, поэт XXI века.

 

Кленовский Дмитрий Иосифович (6 октября) - поэт Германии.

 

Охапкин Олег Александрович (12 октября) - поэт России.

 

Бонштедт Людвиг Людвигович
15 октября
архитектор Риги

 

Чобан Сергей Энверович
9 октября
архитектор Германии

 

Баумгартен Василий Фёдорович (30 октября) - архитектор Белграда.

 

Гольдгор Давид Семёнович (25 октября) - архитектор Выборга.

 

Мадера Оскар (7 октября) - дизайнер России, архитектор Российской Федерации.

 

Шарлемань Иосиф Иванович (25 октября) - архитектор Российской империи.

 

Явейн Игорь Георгиевич (3 октября) - доктор архитектуры, архитектор Великого Новгорода.

 

Лишев Всеволод Всеволодович
7 октября
скульптор XX века, художник Санкт-Петербурга

 

Рерих Николай Константинович
9 октября
археолог России, философ, художник XX века, академик Императорской Академии художеств, публицист, путешественник в Тибет, рыцарь ордена Полярной звезды

 

Рерих Святослав Николаевич
23 октября
художник России XX века, философ

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ  22 ноября  2020 г.

 

 

Поэтический вечер актера, фотографа и поэта Виталия Татариновича «Многоточия». Прозвучат стихи, написанные автором в течение 20 лет.   Виталий Татаринович: «Я хочу поделиться с вами моими стихами, этим моим миром, рассказать о нём, показать его вам. И как знать, не узнает ли кто-то себя в моих героях? Не услышит ли свои мысли, не вспомнит свои переживания? Поэзия — вещь очень личная, интимная. Сфера чувств и тонких материй. Это то, чем можно поделиться только с близкими людьми. Я надеюсь, что вы именно такие люди, люди близкого мироощущения и миропонимания». В вечере принимают участие: Дарья Мелия (ханг), Владимир Вирок-Столетов (виолончель)

20.10.20 вторник 20:00 Новая сцена Александринского театра (Фонтанка 49А / Пл. Островского, 2) 300 руб.

 

Горбачёв Игорь Олегович
20 октября
преподаватель Санкт-Петербургской академии театрального искусства, актёр XX века, герой Социалистического Труда

 

 

 

Здание особняка А.А.Половцева, где теперь находится Дом архитектора на Большой Морской, 52.

Члены Петербургского общества архитекторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

КЛИКАБЕЛЬНО! ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

80 ЛЕТ СО ДНЯ ПРИСВОЕНИЯ ИМЕНИ ЮЛИЯ ШОКАЛЬСКОГО ЛЕКТОРИЮ РГО
С начала XX века в Санкт-Петербурге в Большом зале Русского географического общества собираются люди, чтобы услышать лекции и доклады известных учёных, увидеть смелых и бесстрашных людей, вернувшихся из дальних или ближних путешествий, и хотя бы на мгновение стать частью одной из старейших общественных организаций мира. В этом году исполнилось 80 лет со дня присвоения имени Юлия Шокальского лекторию РГО. О том, как создавался Центральный лекторий, кто в течение 10 лет читал один цикл лекций и сколько стоило послушать выдающихся учёных в прошлом веке — в нашем материале.

Юлия Михайловича Шокальского (1856–1940) считают "одним из трёх наиболее выдающихся руководителей Географического общества за первое столетие его существования". Прославленный учёный, основоположник отечественной океанографии, почётный член Академии наук СССР, член-корреспондент двух десятков иностранных научных обществ и академий наук. За полвека в Географическом обществе Юлий Михайлович прошёл путь от секретаря отделения до председателя и почётного президента.

Козаков Михаил Михайлович
14 октября
актёр Московского художественного театра, кинорежиссёр XX века, сценарист

 Неделя Лермонтова в Пушкинском Доме

Неизвестный художник. Портрет М.Ю. Лермонтова в детстве. 1820-1822. Холст, масло.

15 октября (по старому стилю 3 октября) 1841 году родился Михаил Юрьевич Лермонтов!
Литературный музей обладает одной из самых больших коллекций материалов о жизни и творчестве Лермонтова, один из них детский портрет писателя 1820-1822 гг. неизвестного художника!

Ещё больше об этом портрете и коллекции в видео 
Карандаш М.Ю. Лермонтова: https://youtu.be/lCgdAwIY-PE
Графика М.Ю. Лермонтова: https://youtu.be/l5ACHbuFUhU
Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова: https://youtu.be/gvWSHppNibU
Портрет Лермонтова-ребёнка: https://youtu.be/z9HQGtYJV6w
Живопись М.Ю. Лермонтова: https://youtu.be/Qn3gDdHUSrI
Загадки «маскарадной книги» М.Ю. Лермонтова: https://youtu.be/ix7ymAc2aEQ

 

Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский (1856)

 

 

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

Сумароков Александр Петрович
25 ноября
драматург России, писатель в общественном достоянии, поэт XVIII века

 

Из биографии

Биография А. П. Сумарокова богата событиями.  Родился он 14 ноября (25 н. с.) 1717 г. в Москве в старинной дворянской семье. Сумароков всегда гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию, но считал, что звание дворянина налагает на него дополнительные обязанности. Он хотел видеть в дворянах людей идеальных – благородных, добродетельных, честных, просвещенных, людей, для которых основная цель жизни – служба на благо отечеству. Сумароков мечтал посредством литературы донести эти идеалы до дворянского общества в целом. В детстве мальчик получил традиционное для своего сословия домашнее образование под руководством прекрасного педагога и воспитателя Ивана Зейкина. Хотя Зейкин был венгром по национальности, он великолепно знал русский язык и многому научил своего воспитанника, прежде всего, привил ему на всю жизнь любовь к литературе, к родной речи.

В 1732 г., в возрасте пятнадцати лет, Сумароков был отдан родителями в только что открытый Сухопутный шляхетный (т. е. дворянский) кадетский корпус. Эта привилегированная «рыцарская академия», как ее еще иначе называли в то время, предназначалась только для детей дворян, которых готовили к руководящей деятельности в военной, гражданской и придворной сферах. В Корпусе, где преподавались история, языки, география, юридические науки, фехтование и танцы, юный Сумароков получил великолепное по тем временам классическое образование. Там же ему привили любовь к театру и литературе. Со временем Шляхетный корпус стал очагом прогрессивной дворянской культуры. Уже в кадетском корпусе Сумароков пристрастился к поэзии, театру, принимал участие в любительских спектаклях, писал оды, любовные песни и другие стихотворения самого разнообразного содержания в подражании Тредиаковскому.  

В Корпусе состоялась премьера написанной Сумароковым первой русской трагедии «Хорев», с которой началось создание русского драматического репертуара. После окончания Шляхетного корпуса Сумароков служил в военно-походной канцелярии, однако все свободное время посвящал литературной деятельности, к которой относился как к профессиональному делу. Что было довольно необычным для того времени.

Театральная деятельность

Огромна роль Сумарокова в становлении и развитии российского театра, как явления. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. Приказ о создании театра и о назначении Сумарокова был подписан Елизаветой I в 1756 г. Существование театра было бы невозможным без драматургических работ Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра им уже были написаны пять трагедий и три комедии. Среди них стихотворные трагедии – «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Современники высоко ценили драматурга и считали его «основателем российского театра». С  полным правом можно повторить слова В. Г. Белинского, назвавшего Сумарокова «отцом российского театра». Работа на посту директора продолжалась около пяти лет, в течение которых Сумарокову пришлось столкнуться с множеством технических и финансовых проблем, которые он по большей части из-за своей неуживчивости и резкости был не в состоянии решить. В этот период ему неоднократно пришлось обращаться с просьбами к всесильному фавориту Елизаветы Петровны – графу Шувалову и вступать в конфликты с ним и другими вельможами. В конце концов, в 1761 г., рассорившись с придворным начальством театра, он был вынужден уйти из своего детища – театра, которому посвятил много сил. С этого времени Сумароков всецело отдается литературному творчеству, которым активно занимался еще в период своей театральной деятельности. В 1755–1758 гг. он сотрудничает с академическим журналом «Ежемесячные сочинения». А в 1759 г. начинает издавать собственный сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела» – первый в России частный журнал, выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II. Сумароков, понимавший необходимость широких реформ в государстве и надеявшийся на их осуществление при Екатерине II, на первых порах был рад перемене царствования. В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Д. Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными. Но вскоре наступило разочарование. Новая императрица не желала прислушиваться к советам и наставлениям просвещенных дворян, а самый настойчивый из них – поэт и драматург Сумароков – попадает в немилость. 

В 1769 г. Сумароков, который к тому времени находится на положении опального писателя и публициста, переезжает в Москву. Здесь в 1770-е гг. он создает свои лучшие комедии «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и трагедии «Дмитрий Самозванец» и «Мстислав». Сначала принимает активное участие в театральных делах, пытается способствовать возрождению Московского театра, который находился в упадке, репетирует с актерами свои пьесы. Но, натолкнувшись на противодействие московского главнокомандующего П. С. Салтыкова, осознает полную бесперспективность своих благих начинаний и намерений. Женившись же на своей крепостной девушке, Сумароков и вовсе падает в глазах дворянского «общественного мнения». Раздражительный и обидчивый от природы и к тому же издерганный постоянными личными неурядицами и невзгодами, насмешками двора и самой императрицы, Сумароков все больше и больше опускается. Последние годы жизни писателя отмечены утратой популярности, материальными лишениями, пристрастием к спиртным напиткам. Он бедствует и, наконец, впадает в полную нищету. Осмеянный и всеми покинутый, писатель скончался 1 октября (12 н. с.) 1777 г. в Москве. У его семьи не оказалось средств даже на погребение писателя.  Александра Петровича Сумарокова похоронили на Донском кладбище за свой счет актеры Московского театра, которые и проводили некогда знаменитого поэта и драматурга в последний путь.

Литературное наследие Сумарокова отличается исключительной широтой и разнообразием. Он создал 9 трагедий и 12 комедий, около 400 басен. А также был талантливым публицистом, критиком, теоретиком литературы, журналистом. Еще более он прославился как драматург, автор трагедий и комедий, которые, по существу, составили основу репертуара русского театра во второй половине XVIII века. Как поэт, Сумароков разрабатывал почти все стихотворные жанры: оды, баллады, мадригалы, сатиры, притчи, эпиграммы, эпитафии, пародии и другие. Особенно знамениты были его сатирические басни и любовные песни, которые пользовались большой популярностью у самых широких кругов читателей. Близки басням по своей сатирической направленности, стилевой манере и эпиграммы Сумарокова, в которых поэт осмеивает те же пороки, что и в баснях. Сатирическое начало ощутимо проявляется и в других жанрах поэзии Сумарокова.  Значительное место в поэзии Сумарокова занимает любовная лирика. Ему удалось в своих любовных песнях (говоря словами Пушкина из «Евгения Онегина») «подслушать сердца первый звук», заговорить языком любви, искреннего и безыскусного чувства. Здесь и кроется причина огромной популярности его песен. Многие из них быстро и легко усваивались дворянской молодежью и разночинцами, переписывались от руки и распространялись в рукописных и печатных сборниках, а некоторые уже при жизни их автора становились народными песнями. Не чужд был Сумарокову и жанр торжественной и духовной оды, хотя здесь его достижения гораздо скромнее, чем, скажем, Ломоносова или Державина. Испытав, особенно на первых порах, воздействие Ломоносова как признанного автора торжественных и духовных од, Сумароков затем пытался освободиться от этого влияния, пойти своим собственным путем. По мнению критиков, безусловным достоинством од самого Сумарокова является их глубокая философичность, поэтическая страстность, живой, естественный и выразительный язык. Заслуги Сумарокова как одного из создателей русского литературного языка, как человека и поэта, требовавшего безусловного уважения к нелегкой и почетной профессии литератора, признавал в пору своей творческой зрелости и Пушкин. В набросках одной из статей 1827 г., Пушкин писал: «Сумароков лучше знал русский язык, нежели Ломоносов, и его критики (в грамматическом отношении) основательны... Сумароков требовал уважения к стихотворству».

Русские писатели по-разному оценивали литературное творчество А. П. Сумарокова. В частности, А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) называл Сумарокова «отменным стихотворцем» и видел в нем прямого наследника поэтической лиры Ломоносова: «Великий муж может родить великого мужа; и се венец твой победоносный. О! Ломоносов, ты произвел Сумарокова». Неоднозначное отношение к творчеству Сумарокова было у В. Г. Белинского. Полагая, что многие произведения Сумарокова имеют только историко-литературное значение, критик считал его одним из «образованнейших и умнейших людей того времени» и подчеркивал, что, «не изучив его, нельзя понимать и его эпохи».

При жизни Сумарокова выходило много его стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку, но полное собрание его сочинений издано не было.

В 1781 г. известный российский журналист и издатель Н. И. Новиков издал в Университетской типографии (типографии Московского университета) посмертное «Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе…» А. П. Сумарокова в 10 томах. Это стало данью памяти Новикова по отношению к недавно умершему поэту, творчеством которого он восхищался. Успех этого первого полного издания произведений Сумарокова был столь велик, что в 1787 г. его пришлось переиздать.

 

Парк усадьбы А.Л. Сумарокова