1 января

1700

Введён Юлианский календарь

 

 

 

Современный календарь берёт начало от древнеримского юлианского календаря, который был введён с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществлённой в 46 году до н.э. Юлием Цезарем.

В VII веке по Рождеству Христову дата 1 марта 5508 года до Рождества Христова была официально принята в качестве точки отсчёта (сотворение Адама Господом Богом) для календаря православной византийской эры «от Сотворения мира».

С момента Крещения Руси Великим князем Киевским Владимиром Святым в 988 году и в течение почти 500 лет после этого началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта. Но в 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет.

1 сентября 7208 года в России отпраздновали очередной Новый год. А 20 декабря 7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I, по которому вводилось новое начало года – от 1 января – и новая эра – летоисчисление от Рождества Христова. Царь предписал вместо 1 января 7209 года «oт Сотворения мира» считать 1 января 1700 года «от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца – с сентября по декабрь.

Точность Юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается один дополнительный день. Поэтому к середине ХХ века практически все страны мира стали пользоваться григорианским календарём. В России он был введён после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года; в соответствии с этим была введена и поправка в 13 суток. Год в григорианском исчислении длиннее тропического на 26 секунд, и разность в сутки накапливается в течение 3323 лет. Разница между старым и новым стилями составляет для XVIII века 11 суток, для XIX века – 12 суток и для XX века – 13 суток. Дни недели в обоих календарях совпадают, и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется.

Исправленный календарь получил название «нового стиля», а за старым юлианским укрепилось название «старый стиль». Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живёт по юлианскому календарю.

 

5 января 1823

Первый номер альманаха «Полярная звезда»

В продаже появился первый номер альманаха «Полярная звезда», изданного К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым. Всего в свет вышли три номера этого ежегодника (на 1823, на 1824 и на 1825 годы); в них приняли участие Пушкин, Жуковский, Крылов, Грибоедов и другие ведущие литераторы того времени.

Январь
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28  29  30  31
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 

От «Жизели», «Лебединого озера», «Бахчисарайского фонтана», «Ромео и Джульетты», «Умирающего лебедя» в ее исполнении сходили с ума простые солдаты и балетоманы, выдающиеся композиторы и артисты. Она же всегда держалась холодно и отстраненно. За эту черту ее прозвали Великой Немой.

Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге. Ее отец Сергей Николаевич был актером и режиссером балетной труппы Мариинского театра, а мать, Мария Федоровна, солисткой балета того же театра, несколько позже – выдающимся педагогом классического танца. На той же сцене зрители видели прекрасные партии в исполнении Петра Николаевича Уланова, дяди Галины Улановой.

Родители до рождения дочери думали, что будет мальчик. Отец растил девочку, как растил бы сына – брал ее на охоту, рыбалку. Но с детских лет будущую балерину окружала атмосфера театра. Еще совсем девочкой она узнала, как прекрасен балет, и вместе с тем поняла, как трудна жизнь балетного артиста. «У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» – вспоминала Галина Уланова.

Решение родителей отдать единственную дочь в балетную школу было обоснованным. Причина была совсем не в желании продолжить традиции семьи. Родители не считали, что дочь балетных актеров обязательно должна стать балериной. Но Галина была рождена для этого – удивительно тонкая восприимчивость к прекрасному, врожденная музыкальность, мягкость и грациозность движений. В сентябре 1919 года Галина Уланова поступила в Государственную хореографическую школу. Как вспоминала Галина Сергеевна, в дальнейшем она уже не задумывалась о смене профессии: «Я была слишком мала, когда меня привели в училище на улице Росси. Потом ни о каком другом деле думать уже не приходилось».

Попав в девичий интернат, Галя замкнулась. Сначала танцевальные занятия были связаны с холодными залами, голодными обмороками учениц и тяжелым трудом. Первым педагогом Галины Улановой стала сама Мария Федоровна. Гале было девять лет; она была робкой и застенчивой девочкой, сильно переживала разлуку с родным домом, поэтому каждое утро, когда в класс входила ее мать, бросалась к ней со слезами на глазах. Она совсем не хотела становиться балериной, всей душой ненавидела занятия. «Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце… Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!» – вспоминала впоследствии Галина Уланова.

Ей было очень тяжело еще и в силу природной застенчивости. Она терялась, когда приходилось выступать перед аудиторией, а условная балетная пантомима ей вообще не давалась – по этому предмету самой частой ее оценкой была «единица».

Затем ее педагогом стала Агриппина Ваганова. В классе она стала одной из первых учениц.

Юная Галя Уланова вышла из стен училища 16 мая 1928 года, станцевав в выпускном спектакле Сильфиду из балета «Шопениана». Пройдут годы – и в образе этой же Сильфиды (в пятьдесят лет!) она выйдет на сцену в прощальном спектакле.

Дебют Галины Улановой в качестве профессиональной танцовщицы состоялся 21 октября 1928 года. Она танцевала партию Флорины в «Спящей красавице». Большой успех, который принесли ей первые же выступления, не вскружил ей голову, а, напротив, заставил усиленно работать над собой, совершенствовать технику и актерское мастерство. Она тренировалась так, что к концу занятий полотенце полностью пропитывалось потом, превращаясь в мокрую тряпку. Предъявляя к себе максимальные требования, она никогда не пропускала занятий, всегда была пунктуальна и педантична, ни разу не нарушив режим.

Уланова не была красива. Магия ее таланта заключалась в поразительной одухотворенности танца, в его строгой выразительности и редчайшем совпадении со вкусами эпохи. Ее героини были кумирами и идеалами, а не секс-символами. Уланова была непорочна, как снег. И именно эта целомудренность сделала ее королевой.

С большим успехом в 1929 году прошло ее первое выступление в «Лебедином озере», но сама она снова не испытала чувства удовлетворенности от своей работы. Одетта-Одиллия в ее исполнении совершенствовалась от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины. Работая над ролью, Уланова много читала, импровизировала и размышляла над образами. Это была уже ее собственная система, в основе которой лежало «обещание самой себе выполнить то-то и то-то. Это было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом», – вспоминала Галина Сергеевна.

Огромную роль в судьбе Улановой сыграл руководитель балетной труппы Кировского театра Федор Васильевич Лопухов. Первые годы выступлений показались самокритичной балерине крайне неудачными. На самом деле, не все шло гладко, но Федор Васильевич продолжал верить в талант молодой Улановой, поручая ей самые разнообразные и сложные в техническом плане партии.

«Жизель» – совершенно особенный спектакль в творчестве Галины Улановой. Впервые она станцевала главную партию в 1932 году. Ни разу в жизни не видевшая Жизель в исполнении таких прославленных балерин, как Анна Павлова или Тамара Карсавина, Галина Уланова была практически предоставлена самой себе и работала над созданием образа, доверяясь собственной интуиции. В ее Жизели появились совершенно новые черты – огромная духовная сила образа, его удивительная целостность и величие – все то, чего не было раньше даже у самых лучших танцовщиц, которым довелось исполнять эту партию. Этот спектакль, за исключением некоторых небольших перерывов, она танцевала на протяжении всей своей творческой жизни.   ДАЛЕЕ

Уланова Галина Сергеевна
8 января
артист балета XX века, педагог-репетитор Большого театра, командор французского ордена Искусств и литературы, герой Социалистического Труда

День рождения

 

Писатели

Чарская Лидия Алексеевна
31 января
актриса XIX века, писатель в общественном достоянии, сказочник

Бекетова Мария Андреевна
24 января
писательница России XIX века, мемуарист СССР

Арьев Андрей Юрьевич
18 января
литературовед XX века, писатель России

Билибин Виктор Викторович
19 января
редактор Российской империи, журналист, адвокат, писатель России XIX века

Владко Владимир Николаевич
8 января
журналист СССР, писатель

Волков Олег Васильевич
21 января
мемуарист России, переводчик XX века, эколог, писатель

Гоппе Герман Борисович
20 января
поэт Санкт-Петербурга, писатель

Инна Варламова
21 января
переводчик XX века, писательница России, писатель Москвы

Каптаренко Александр Александрович
27 января
писатель России XXI века, инженер

Крымов Юрий Соломонович
19 января
писатель России XX века

Маруся Климова
14 января
переводчик прозы и драматургии на русский язык, писатель России XX века

Оскотский Захар Григорьевич
23 января
писатель России XXI века

Рыбаков Вячеслав Михайлович
19 января
синолог России, сценарист, писатель

Свет Яков Михайлович
19 января
писатель СССР, переводчик

Шефнер Вадим Сергеевич
12 января
писатель России XX века, поэт, переводчик поэзии на русский язык

Шкловский Виктор Борисович


 

 

 

24 января
писатель России XX века, революционер, эсер, литературовед, сценарист, прозаик русского авангарда, теоретик кино, эссеист, мемуарист СССР

Яснов Михаил Давидович
8 января
писатель России XX века, переводчик поэзии на русский язык, поэт

Воронов Юрий Петрович (13 января) - депутат Верховного Совета СССР 11 созыва, писатель-соцреалист, журналист XX века, поэт.

Грунтовский Андрей Вадимович (26 января) - писатель России XX века, поэт, этнограф.

Колосенок Станислав Витальевич (16 января) - депутат Верховного Совета Карело-Финской ССР, писатель Карелии.

Морев Александр Сергеевич (3 января) - художник неофициального искусства СССР, поэт Санкт-Петербурга, писатель.

Топильская Елена Валентиновна (27 января) - писатель России XXI века, адвокат.

Тублин Константин Валентинович (17 января) - издатель России, менеджер, предприниматель, журналист «Литературной газеты», писатель Санкт-Петербурга.

Хатов Александр Ильич (8 января) - переводчик Российской империи, писатель России XIX века, генерал от инфантерии (Российская империя), картограф.

Хейфец Михаил Рувимович (18 января) - журналист Израиля, писатель.

Чекалевский Пётр Петрович (16 января) - дипломат Российской империи, писатель.

Городецкий Сергей Митрофанович
17 января
переводчик поэзии на русский язык, преподаватель Литературного института имени А. М. Горького, художник русского авангарда, писатель Обнинска, поэт

Ивашева Валентина Васильевна (15 января) - доктор филологических наук, писательница СССР, преподаватель филологического факультета МГУ, литературовед.

Морозов Георгий Фёдорович (19 января) - ботаник Российской империи, почвовед, писатель в общественном достоянии, преподаватель Санкт-Петербургского лесотехнического университета, географ.

Ивашева Валентина Васильевна (15 января) - доктор филологических наук, писательница СССР, преподаватель филологического факультета МГУ, литературовед.

Морозов Георгий Фёдорович (19 января) - ботаник Российской империи, почвовед, писатель в общественном достоянии, преподаватель Санкт-Петербургского лесотехнического университета, географ.

Уфлянд Владимир Иосифович (22 января) - поэт XX века, художник неофициального искусства СССР, писатель России

Конеген Светлана Юрьевна
1 января
писательница России, культуролог

Гоппе Герман Борисович
20 января
поэт Санкт-Петербурга, писатель

Шефнер Вадим Сергеевич
12 января
писатель России XX века, поэт, переводчик поэзии на русский язык

Яснов Михаил Давидович
8 января
писатель России XX века, переводчик поэзии на русский язык, поэт

Воронов Юрий Петрович (13 января) - депутат Верховного Совета СССР 11 созыва, писатель-соцреалист, журналист XX века, поэт.

Грунтовский Андрей Вадимович (26 января) - писатель России XX века, поэт, этнограф.

Колосенок Станислав Витальевич (16 января) - депутат Верховного Совета Карело-Финской ССР, писатель Карелии.

Морев Александр Сергеевич (3 января) - художник неофициального искусства СССР, поэт Санкт-Петербурга, писатель.

Вентцель Николай Николаевич
12 января
переводчик Российской империи, поэт, драматург, адвокат, сатирик

Карамзина Мария Владимировна
19 января
поэтесса, поэт Эстонии

Романов Андрей Владимирович
2 января
поэт России XX века

Гущин Александр Геннадьевич (9 января) - поэт XX века.

Оношкович-Яцына Ада Ивановна (19 января) - поэтесса СССР, переводчик XX

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ  11 января  2021 г.

 

7 января 1726 295 лет назад

Официально открыта Академия наук.

Из истории РАН

7 (18) декабря 1725 года последовал именной указ Екатерины I «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук и о назначении в оную президентом лейб-медика Лаврентия Блюментроста». Открытие Академии состоялось 27 декабря 1725 (7 января 1726) года на проходившем в бывшем доме Шафирова торжественном заседании.

 

 

 

Часы-барометр

А вы знали, что в центре города есть часы, которые в буквальном смысле ведут летопись погоды Санкт-Петербурга? Этот удивительный механизм показывает жителям время, атмосферное давление, температуру воздуха и фиксирует данные на бумаге.

В 1990-х годах Малая Конюшенная стала пешеходной и сразу завоевала титул самой красивой улицы Петербурга: здесь высадили деревья, установили красивые скамейки и выложили гранитную плитку. Спустя некоторое время, в 1997 году, на улице появилось несколько диковинных экспонатов, среди которых были часы-барометр — пожалуй, одна из главных достопримечательностей этого участка. Вот уже много лет они завораживают прохожих своей красотой и удивительным механизмом.

Что же можно увидеть, глядя на часы? Во-первых, они, конечно, показывают время. Во-вторых, атмоcферное давление и температуру воздуха. В-третьих, они докумeнтируют всё, что происходило с погодой в Северной столице и «записывают» на бумагу. Таким образом, это не просто красивый уличный экспонат, но и настоящий летописец.

 

Неёлова Марина Мстиславовна

8 января
 академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», актриса XX века

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

В    ДЕКАБРЕ    ОТКРЫТЫ    СТАНЦИИ!

 

КЛИКАБЕЛЬНО! ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

Яснов Михаил Давидович
8 января
писатель России XX века, переводчик поэзии на русский язык, поэт

 

История Кунсткамеры

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

Сумароков Александр Петрович
25 ноября
драматург России, писатель в общественном достоянии, поэт XVIII века

 

Из биографии

Биография А. П. Сумарокова богата событиями.  Родился он 14 ноября (25 н. с.) 1717 г. в Москве в старинной дворянской семье. Сумароков всегда гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию, но считал, что звание дворянина налагает на него дополнительные обязанности. Он хотел видеть в дворянах людей идеальных – благородных, добродетельных, честных, просвещенных, людей, для которых основная цель жизни – служба на благо отечеству. Сумароков мечтал посредством литературы донести эти идеалы до дворянского общества в целом. В детстве мальчик получил традиционное для своего сословия домашнее образование под руководством прекрасного педагога и воспитателя Ивана Зейкина. Хотя Зейкин был венгром по национальности, он великолепно знал русский язык и многому научил своего воспитанника, прежде всего, привил ему на всю жизнь любовь к литературе, к родной речи.

В 1732 г., в возрасте пятнадцати лет, Сумароков был отдан родителями в только что открытый Сухопутный шляхетный (т. е. дворянский) кадетский корпус. Эта привилегированная «рыцарская академия», как ее еще иначе называли в то время, предназначалась только для детей дворян, которых готовили к руководящей деятельности в военной, гражданской и придворной сферах. В Корпусе, где преподавались история, языки, география, юридические науки, фехтование и танцы, юный Сумароков получил великолепное по тем временам классическое образование. Там же ему привили любовь к театру и литературе. Со временем Шляхетный корпус стал очагом прогрессивной дворянской культуры. Уже в кадетском корпусе Сумароков пристрастился к поэзии, театру, принимал участие в любительских спектаклях, писал оды, любовные песни и другие стихотворения самого разнообразного содержания в подражании Тредиаковскому.  

В Корпусе состоялась премьера написанной Сумароковым первой русской трагедии «Хорев», с которой началось создание русского драматического репертуара. После окончания Шляхетного корпуса Сумароков служил в военно-походной канцелярии, однако все свободное время посвящал литературной деятельности, к которой относился как к профессиональному делу. Что было довольно необычным для того времени.

Театральная деятельность

Огромна роль Сумарокова в становлении и развитии российского театра, как явления. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. Приказ о создании театра и о назначении Сумарокова был подписан Елизаветой I в 1756 г. Существование театра было бы невозможным без драматургических работ Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра им уже были написаны пять трагедий и три комедии. Среди них стихотворные трагедии – «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Современники высоко ценили драматурга и считали его «основателем российского театра». С  полным правом можно повторить слова В. Г. Белинского, назвавшего Сумарокова «отцом российского театра». Работа на посту директора продолжалась около пяти лет, в течение которых Сумарокову пришлось столкнуться с множеством технических и финансовых проблем, которые он по большей части из-за своей неуживчивости и резкости был не в состоянии решить. В этот период ему неоднократно пришлось обращаться с просьбами к всесильному фавориту Елизаветы Петровны – графу Шувалову и вступать в конфликты с ним и другими вельможами. В конце концов, в 1761 г., рассорившись с придворным начальством театра, он был вынужден уйти из своего детища – театра, которому посвятил много сил. С этого времени Сумароков всецело отдается литературному творчеству, которым активно занимался еще в период своей театральной деятельности. В 1755–1758 гг. он сотрудничает с академическим журналом «Ежемесячные сочинения». А в 1759 г. начинает издавать собственный сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела» – первый в России частный журнал, выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II. Сумароков, понимавший необходимость широких реформ в государстве и надеявшийся на их осуществление при Екатерине II, на первых порах был рад перемене царствования. В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Д. Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными. Но вскоре наступило разочарование. Новая императрица не желала прислушиваться к советам и наставлениям просвещенных дворян, а самый настойчивый из них – поэт и драматург Сумароков – попадает в немилость. 

В 1769 г. Сумароков, который к тому времени находится на положении опального писателя и публициста, переезжает в Москву. Здесь в 1770-е гг. он создает свои лучшие комедии «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и трагедии «Дмитрий Самозванец» и «Мстислав». Сначала принимает активное участие в театральных делах, пытается способствовать возрождению Московского театра, который находился в упадке, репетирует с актерами свои пьесы. Но, натолкнувшись на противодействие московского главнокомандующего П. С. Салтыкова, осознает полную бесперспективность своих благих начинаний и намерений. Женившись же на своей крепостной девушке, Сумароков и вовсе падает в глазах дворянского «общественного мнения». Раздражительный и обидчивый от природы и к тому же издерганный постоянными личными неурядицами и невзгодами, насмешками двора и самой императрицы, Сумароков все больше и больше опускается. Последние годы жизни писателя отмечены утратой популярности, материальными лишениями, пристрастием к спиртным напиткам. Он бедствует и, наконец, впадает в полную нищету. Осмеянный и всеми покинутый, писатель скончался 1 октября (12 н. с.) 1777 г. в Москве. У его семьи не оказалось средств даже на погребение писателя.  Александра Петровича Сумарокова похоронили на Донском кладбище за свой счет актеры Московского театра, которые и проводили некогда знаменитого поэта и драматурга в последний путь.

Литературное наследие Сумарокова отличается исключительной широтой и разнообразием. Он создал 9 трагедий и 12 комедий, около 400 басен. А также был талантливым публицистом, критиком, теоретиком литературы, журналистом. Еще более он прославился как драматург, автор трагедий и комедий, которые, по существу, составили основу репертуара русского театра во второй половине XVIII века. Как поэт, Сумароков разрабатывал почти все стихотворные жанры: оды, баллады, мадригалы, сатиры, притчи, эпиграммы, эпитафии, пародии и другие. Особенно знамениты были его сатирические басни и любовные песни, которые пользовались большой популярностью у самых широких кругов читателей. Близки басням по своей сатирической направленности, стилевой манере и эпиграммы Сумарокова, в которых поэт осмеивает те же пороки, что и в баснях. Сатирическое начало ощутимо проявляется и в других жанрах поэзии Сумарокова.  Значительное место в поэзии Сумарокова занимает любовная лирика. Ему удалось в своих любовных песнях (говоря словами Пушкина из «Евгения Онегина») «подслушать сердца первый звук», заговорить языком любви, искреннего и безыскусного чувства. Здесь и кроется причина огромной популярности его песен. Многие из них быстро и легко усваивались дворянской молодежью и разночинцами, переписывались от руки и распространялись в рукописных и печатных сборниках, а некоторые уже при жизни их автора становились народными песнями. Не чужд был Сумарокову и жанр торжественной и духовной оды, хотя здесь его достижения гораздо скромнее, чем, скажем, Ломоносова или Державина. Испытав, особенно на первых порах, воздействие Ломоносова как признанного автора торжественных и духовных од, Сумароков затем пытался освободиться от этого влияния, пойти своим собственным путем. По мнению критиков, безусловным достоинством од самого Сумарокова является их глубокая философичность, поэтическая страстность, живой, естественный и выразительный язык. Заслуги Сумарокова как одного из создателей русского литературного языка, как человека и поэта, требовавшего безусловного уважения к нелегкой и почетной профессии литератора, признавал в пору своей творческой зрелости и Пушкин. В набросках одной из статей 1827 г., Пушкин писал: «Сумароков лучше знал русский язык, нежели Ломоносов, и его критики (в грамматическом отношении) основательны... Сумароков требовал уважения к стихотворству».

Русские писатели по-разному оценивали литературное творчество А. П. Сумарокова. В частности, А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) называл Сумарокова «отменным стихотворцем» и видел в нем прямого наследника поэтической лиры Ломоносова: «Великий муж может родить великого мужа; и се венец твой победоносный. О! Ломоносов, ты произвел Сумарокова». Неоднозначное отношение к творчеству Сумарокова было у В. Г. Белинского. Полагая, что многие произведения Сумарокова имеют только историко-литературное значение, критик считал его одним из «образованнейших и умнейших людей того времени» и подчеркивал, что, «не изучив его, нельзя понимать и его эпохи».

При жизни Сумарокова выходило много его стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку, но полное собрание его сочинений издано не было.

В 1781 г. известный российский журналист и издатель Н. И. Новиков издал в Университетской типографии (типографии Московского университета) посмертное «Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе…» А. П. Сумарокова в 10 томах. Это стало данью памяти Новикова по отношению к недавно умершему поэту, творчеством которого он восхищался. Успех этого первого полного издания произведений Сумарокова был столь велик, что в 1787 г. его пришлось переиздать.

 

Парк усадьбы А.Л. Сумарокова

 

1 января 1839 Первый номер обновлённого журнала «Отечественные записки»

Журнал «Отечественные записки» был основан П. П. Свиньиным и издавался с 1818 года. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан А. А. Краевскому.

Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в обновлённом журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский и многие другие известные литераторы, историки, критики.

Выходил на протяжении четырех с половиной десятилетий; в числе редакторов — А. А. Краевский, Н. А. Некрасов.

«Звезда» – старейший ежемесячный «толстый» журнал России. Со времени его основания в 1924 в нем опубликовано около 20000 произведений более 10000 авторов, среди которых М. Горький, Анна Ахматова, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Юрий Тынянов, Николай Заболоцкий и многие другие писатели, ученые, публицисты, критики. Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», более 95 лет без перерыва.