Па́мятник Сла́вы был воздвигнут в Санкт-Петербурге перед Троицким собором в честь подвигов русских войск, принимавших участие и победивших в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов.
Памятник сооружён в 1886 году по проекту Д. И. Гримма и обошёлся в 200 тыс. рублей. 12 октября 1886 года триумфальный монумент открывал лично император Александр III.
В 1925 году большевики предполагали заменить памятник на монумент декабристам.
В январе 1930 года в связи с предполагавшимся визитом Ататюрка в СССР мемориальный комплекс разобран и позже переплавлен.
В 1969 году на месте колонны установили монумент В. П. Стасову, архитектору Троицкого собора. Его поставили к 200-летию со дня рождения зодчего (1769—1848). Это был бюст, установленный на длинный металлический постамент. Вокруг разбили сквер. В 2004 году монумент архитектору перенесли в Музей городской скульптуры на временное хранение с целью установки на Троицкой площади воссозданного памятника русской воинской славы. Открытие нового памятника состоялось 1 октября 2005 года. Копии исторических трофейных пушек отлиты на Новолипецком металлургическом комбинате. Памятник представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок. На верху колонны была расположена богиня победы с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающая победителей. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырех сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие. На восточной стороне памятника (со стороны Измайловского проспекта) содержались надписи: Дунай и Сан-Стефано. Далее шел рассказ об истории самого памятника и общее описание русско-турецкой войны 1877—1877, в результате которой Россия вернула себе Бессарабию, приобрела города Батум, Карс и Ардаган, а также даровала свободу Румынии, Сербии, Черногории и Болгарии.
На западной стороне памятника (со стороны собора) содержались надписи: «Филиппополь» и Шипка-Шейново. Упомянуты падение Плевны с капитуляцией Османа-паши (28 ноября 1877 года), Бой при Ташкисене (19 декабря 1877 года), сражение у Шипки и Шейнова (27-28 декабря 1877 года), сражение близ Филиппополя (5 января 1878 года), подписание С.-Стефанского договора (19 февраля 1878 года). Гусарские полки: Сумский, Мариупольский, Белорусский, Лубенский, Киевский, Изюмский, Ахтырский, Нарвский. Жандармские эскадроны. Донские казачьи полки: 1, 4, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 17… Части кубанских, терских и уральских казаков. Команда фрегата Севастополь. Императорская яхта Ливадия. Пароходы: Аргонавт, Великий князь Константин, Владимир, Веста и Россия. Шхуны: Ворон, Утка, Лебедь и Коршун. Миноносные катера.
На северной стороне памятника (со стороны Троицкого проспекта) содержались надписи «Плевна» и «Балканы. Зимний переход», а также шел рассказ о «европейском театре» военных действий. Упомянут взрыв турецкого броненосца «Лютфи-Джелиль» (29 апреля 1877 года), взятие крепости Никополь (4 июля 1877 года), бой под Плевной 8 июля, бой парохода Веста (11 июля 1877 года), бой при Джуранли и Эски-Загре (19 июля 1877 года).
На южной стороне памятника содержались надписи «Аладжа» и «Карс», а также шел рассказ об «азиатском театре» военных действий. Упомянуты взятие Ардагана (5 мая 1877 года), бой у Драм-Дага, бой у Даяра, бой под Зевином, геройская защита Баязета, бой у горы Кизил-Тапа (13 августа 1877 года), поражение армии Мухтара на Аладжинских высотах (3 октября 1877 года), поражение турецкой армии на высотах Деве-Бойну (23 октября 1877 года), штурм Карса (6 ноября 1877 года) и занятие Ардануча (5 декабря 1877 года).
С двух сторон от памятника, по проспекту, стояли два столба из турецких пушек, вокруг Памятника же на отдельных гранитных пьедесталах стояли артиллерийские орудия, также захваченные у неприятеля.
А.С.Пушкин
...Поэт идёт, открыты вежды...
Вся жизнь Галины Вишневской посвящена сцене: на протяжении десятилетий она блистала в самых известных театрах мира, была исполнительницей главных ролей в многочисленных премьерах, величайшие композиторы XX века создавали музыку специально для нее – выдающейся артистки, обладающей неповторимым певческим даром.
Галина Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. Отец, Павел Андреевич Иванов – с юношеских лет убежденный коммунист, окончил реальное училище, в 1921 году участвовал в подавлении Кронштадтского восстания. Женился он, когда ему было лишь двадцать лет, матери – Зинаиде Антоновне – не было еще и восемнадцати. Наполовину цыганка, наполовину полька, она была очень красива. Но выходила замуж не по любви, и семья не сложилась. Когда родилась дочь, она посмотрела на нее и отвернулась: «Унесите ее, какая некрасивая!». Шестинедельную девочку взяла на воспитание бабушка по отцовской линии Дарья Александровна и увезла в Кронштадт. Родители Галины прожили вместе 5 лет. За это время всего год дочь жила вместе с ними. В 1930 году, после развода родителей, Галя окончательно переехала к бабушке. Дарья Александровна происходила из крестьян Вологодской губернии, дед – Андрей Андреевич Иванов, рабочий-печник, замечательный мастер своего дела, клал красивые изразцовые печи и камины в домах Кронштадта. Они поселились в Кронштадте еще задолго до революции. В семье родилось восемь детей, четверо из которых умерли. Вместе с родителями жила старшая дочь с мужем и тремя сыновьями, неженатый сын. Жители Кронштадта – ленинградской военно-морской базы на острове Котлин, кое-как кормились, обслуживая корабли, склады, матросские клубы и общежития.
Город встретил Галю бедностью и голодом. В 1930 году дед умер от пьянства. Бабушка получала его мизерную пенсию, подрабатывала – шила и стирала на чужих людей. Но внучку, брошенную родителями, любила и баловала. С раннего детства Галя слышала обращенное к себе жалостливое слово «сиротка». Она понимала, что, имея обеспеченного отца, из милости живет на последние бабкины гроши, и вся ее детская душа протестовала против этой унизительной жалости. Она рано повзрослела: проявились в ее характере недоверчивость, замкнутость, способность жестко противостоять унижению и низменности людских инстинктов. Наверное, от матери передалась Гале страсть к пению. От природы музыкальная, та имела приятный голос, играла на гитаре, пела цыганские романсы. Галя повторяла за ней «Очи черные», «Бирюзовые колечки». Девочка обладала удивительным, редким даром – естественной постановкой голоса, слухом и блестящей музыкальной памятью.
Бывало, соберутся гости и тут же: «Галя, спой! В таких случаях я почему-то залезала под стол. Публики совершенно не боялась – наоборот, очень рано почувствовала в ней потребность: петь для себя самой было неинтересно, нужны были сопереживатели, сочувствующие. Но, вероятно, мне хотелось особой, таинственной атмосферы, хотелось уйти от реальности и создать свой мир. И вот из-под стола несется: «Очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекра-а-а-а-сные…» Услышав аплодисменты, я вылезала из-под стола, раскланивалась и, окрыленная успехом, начинала изображать то, что пою. Вот такая, например, песенка:
Девушку из маленькой таверны
Полюбил суровый капитан,
Девушку с глазами дикой серны
И с улыбкой как ночной туман.
Я исполняла этот «шедевр», стоя на стуле, – такая мизансцена казалась мне очень эффектной, потому что, когда подходил смертный час несчастной девицы, можно было кинуться в море с маяка (то есть со стула на пол) и изображать утопленницу. Все были в восторге. Тут же я плясала цыганочку, трясла, поводила плечами и кричала: «Чавела!».
Пение стало страстью Галины. Она пела все, что слышала по радио, пела везде: на улице, в школе, в компаниях, дома. Училась Галя средне, никакими предметами особенно не увлекалась. Домашнее задание никогда не готовила и легко обходилась тем, что запоминала на уроке. С первых же классов она стала участницей всех школьных концертов, и сразу к ней пристало прозвище Галька-артистка. Школьный учитель пения Иван Игнатьевич Игнатов на первом же уроке заметил талантливую девочку и стал заниматься с ней отдельно. В Галином репертуаре появились Моцарт и другие классики. Уже в первом классе она получила свою первую премию за пение – три метра ситца, из которого бабушка сшила ей платье с воланами. Когда Гале исполнилось десять лет, мать, зная, что она увлекается пением, подарила ей на день рождения комплект пластинок оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и патефон. Новые музыкальные впечатления так завладели ею, что она перестала замечать все вокруг, забывала поесть, не выходила гулять, а все сидела дома, снова и снова крутила ручку патефона. Незнакомые раньше слова, сладостная мелодия волновали до слез. Галя выучила всю оперу наизусть, знала все партии и хоры. Эмоции и романтические образы, переполнявшие воображение девочки, неминуемо должны были найти выход – она влюбилась в мальчика из другого класса и написала ему письмо, слово в слово повторив признание пушкинской Татьяны. Мальчик ничего не ответил, даже не посмотрел в ее сторону, и это было обидно до слез. Так первая встреча с великим поэтом и великим композитором принесла горькое разочарование, но и подарила мечту, стремление, цель – с этого момента Галя решила стать певицей.
Летом 1941 года Галя находилась на каникулах в Эстонии, где в то время служил отец. Там и застало ее внезапное начало войны. Отступление советских войск из Тарту было паническим. Отца в этот момент не было в городе. Она чудом успела добежать в летную воинскую часть и выехать из города на автобусе вместе с летчиками. Ехали днем и ночью, взрывая за собой мосты, остановились уже в Торжке. Так началась для Галины Великая Отечественная война.
Ей было четырнадцать лет. 1 сентября 1941 года школы в Кронштадте открылись, но вместо уроков ребят учили перевязывать раненых, гасить зажигательные бомбы, обращаться с оружием. Вскоре бомбежки и обстрелы города стали ежедневным кошмаром. Потом наступила лютая зима. Таких морозов не помнили и старики – замерз водопровод, лопнули трубы, вышла из строя канализация. Началась блокада. Те из детей, кто был еще в силах, продолжали ходить в школу. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленном классе, голодные, от коптилок у всех – закопченные лица. Галина семья голодала как и другие. От матери иногда приходили письма с Дальнего Востока, где она жила с новым мужем. Отец – он служил вольнонаемным в продовольственном отделе одной из воинских частей Кронштадта – о дочери почти не вспоминал. В феврале 1942 года умерла бабушка Дарья Алексеевна – задремав возле печки не заметила, как вспыхнула на ней одежда. Так Галя потеряла единственного близкого человека. После выхода приказа об эвакуации женщин и детей остальные родственники Галины – тетка с тремя детьми и дядя чудом выбрались из Кронштадта под обстрелом, по уже начавшему таять льду Ладожского озера. Сама она ехать с ними отказалась. Видимо, подступило уже равнодушие, безразличие к своей судьбе, то состояние, которое и помогло дальше выжить. Уехал и отец – вывез из города любовницу и ее двоих детей.
25 октября
Народная артистка СССР, создатель и художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской (2002–2012), лауреат международной премии Джакомо Пуччини, лауреат премии Правительства РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный гражданин города Кронштадта, почетный гражданин Нижегородской области
Писатели
Арно Сергей Игоревич
14 апреля
писатель России XX века, публицист
Бейзер Михаил Сулевич
8 апреля
историк XX века, редактор XXI, писатель Израиля, доктор философии по истории, журналист
Воскобойников Валерий Михайлович
1 апреля
публицист России, писатель Санкт-Петербурга
Гальперин Юрий Мануилович
24 апреля
писатель России XX века
Гидони Александр Иосифович
18 апреля
писатель России XX века, журналист Литвы, драматург Российской империи
Жемчужников Владимир Михайлович
23 апреля
мемуарист Российской империи, писатель России XIX века, поэт, сатирик
Кабаков Марк Владимирович
24 апреля
писатель России XX века, капитан 1-го ранга (СССР), поэт, публицист
Кнорре Фёдор Фёдорович
15 апреля
драматург России, сказочник, сценарист, писатель XX века
Лурье Лев Яковлевич
19 апреля
писатель России XX века, историк, краевед Санкт-Петербурга, журналист СМИ
Любарская Александра Иосифовна
21 апреля
писатель XX века, переводчик
Майков Леонид Николаевич
9 апреля
литературовед Российской империи, офицер ордена Академических пальм, писатель России XIX века, этнограф, пушкинист, фольклорист, библиограф, вице-президент РАН, географ
Найман Анатолий Генрихович
23 апреля
писатель России XX века, поэт
Помяловский Николай Герасимович
23 апреля
писатель России XIX века
Стругацкий Борис Натанович
15 апреля
переводчик XX века, сценарист, писатель России, филателист СССР
Трегубов Юрий Андреевич
4 апреля
писатель Германии
Балабуха Андрей Дмитриевич (10 апреля) - писатель-фантаст России.
Башуцкий Александр Павлович (30 апреля) - писатель России XIX века, издатель Российской империи.
Жандр Николай Павлович (12 апреля) - драматург XIX века, писатель России, переводчик, поэт.
Любич-Романович Василий Игнатьевич (27 апреля) - переводчик XIX века, поэт, писатель.
Мацкевич Юзеф (1 апреля) - исследователь катынского расстрела, писатель Польши.
Петров Всеволод Николаевич (13 апреля) - искусствовед России, мемуарист, писатель XX века.
Регель Роберт Эдуардович (27 апреля) - ботаник Российской империи, преподаватель физико-математического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, писатель в общественном достоянии.
Якимчук Николай Алексеевич (16 апреля) - писатель России XX века, драматург, поэт.
Поэты
Антипов Евгений Игоревич
12 апреля
поэт России
Генделев Михаил Самуэлевич
28 апреля
поэт Израиля, переводчик XX века
Каминский Евгений Юрьевич
29 апреля
поэт XX века
Кузьминский Константин Константинович
16 апреля
поэт России, эссеист XX века, редактор
Резник Илья Рахмиэлевич
4 апреля
поэт России
Семёнов Глеб Сергеевич
18 апреля
поэт России, переводчик поэзии на русский язык
Сидаш Тарас Геннадьевич
26 апреля
переводчик XXI века, поэт, философ
Шперк Фёдор Эдуардович
22 апреля
публицист XIX века, философ, поэт России
Костерев Александр Евгеньевич (4 апреля) - поэт России.
Окунь Михаил Евсеевич (18 апреля) - журналист России, поэт, редактор.
Петрова Александра Геннадиевна (30 апреля) - поэт Италии, поэтесса.
Рабинович Евгений Исаакович (27 апреля) - биолог XX века, поэт, биохимик США.
Родин Борис Аркадьевич (8 апреля) - поэт России XXI века, продюсер.
Художники
Бестужев Николай Александрович
13 апреля
историк Российской империи, художник России, масон
Волков Ефим Ефимович
4 апреля
академик Императорской Академии художеств, художник России
Голубин Сергей Иванович
6 апреля
художник Томска
Дымшиц-Толстая Софья Исааковна
23 апреля
скульптор-абстракционист, график СССР, художник XX века, редактор журналов, художница России, живописец Ленинградского Союза художников
Закликовская Софья Людвиговна
4 апреля
живописец Ленинградского Союза художников, художник России
Козловская Марина Андреевна
7 апреля
художник России, живописец Ленинградского Союза художников
Назина Вера Ивановна
26 апреля
живописец Ленинградского Союза художников, художник России
Порет Алиса Ивановна
15 апреля
мемуарист русского авангарда, художник России XX века, график
Рохлин Вадим Моисеевич
25 апреля
художник неофициального искусства СССР
Щедрин Семён Фёдорович
17 апреля
художник России XVIII века
Басин Анатолий Нисонович (29 апреля) - художник Израиля.
Валентин Самарин (4 апреля) - художник неофициального искусства СССР, фотограф России.
Володимиров Николай Николаевич (19 апреля) - живописец Ленинградского Союза художников, командир взвода в Великой Отечественной войне, художник Санкт-Петербурга.
Егошин Герман Павлович (8 апреля) - живописец Ленинградского Союза художников, художник России.
Меллер Вадим Георгиевич (26 апреля) - художник русского авангарда, архитектор, сценограф XX века.
Петров-Маслаков Всеволод Михайлович (29 апреля) - живописец Ленинградского Союза художников, художник Санкт-Петербурга.
ДОМЛИТ. spb. ru СЕГОДНЯ 24 октября 2022 г.
1-Й ЭТАЖ, ЗАЛ ВНП:
Отдел фондов и обслуживания, ВНП
До 28 ноября 2022 Книги серии «История Российского Государства»
1-Й ЭТАЖ, ХОЛЛ, У ВХОДА В ЗАЛ ЗТП:
Отдел фондов и обслуживания, ВНП
До 28 ноября 2022 Книги-юбиляры 2022: От «Пикника» к «Сталкеру»: 50 лет со дня публикации повести братьев Стругацких «Пикник на обочине»
2-Й ЭТАЖ (ПЛОЩАДКА ГЛАВНОЙ ЛЕСТНИЦЫ):
Отдел культурных программ
С 27 октября 2022 От Немана до Березины: к 210-летию Отечественной войны 1812 г.
.
История метрополитена
Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.
185 лет назад
Впервые в печати употреблено слово «паровоз»
«Северная пчела» впервые в русской печати употребила слово «паровоз».
«Немедленно по прибытии паровых машин... которые для отличия от водяных пароходов можно было назвать паровозами, последуют опыты употребления их...». Можно добавить, что и слово «пароход» было недавним изобретением: оно впервые появилось в журнале «Сын Отечества» в 1815 году, а создателем его стал адмирал П. И. Рикорд.
23 октября 1831 Открыт Практический Технологический институт
Начались занятия в двух классах младшего возраста, но датой основания ВУЗа является 10 декабря 1828 года — первые годы царствования Императора Николая I.С 1896 года Технологический институт.
Поиск истины современным человеком
История человечества, со всеми ее взлетами и падениями, имеет духовный фундамент, что не всегда очевидно, но всегда так или иначе проявляется в событиях общественной и личной жизни. И тогда мы пытаемся объяснить происходящее, находя разные причины. Но Истина всегда едина, и к ней мы приходим разными, порой очень извилистыми путями. Многогранная и многослойная жизнь всегда предоставляет человеку возможность выбора и в то же время его необходимость, каковы бы ни были обстоятельства. Таково устроение человека, стремящегося к самоопределению во что бы то ни стало. Понимание мира, в котором человек существует, происходит в соответствии со сформировавшимся у него мировоззрением, которое сегодня у человека, окруженного назойливыми СМИ, зачастую очень зыбко и неопределенно. А ведь от картины мира человек переходит к соответствующим действиям, создавая мир будущего. Поэтому точка опоры сейчас крайне необходима, особенно для молодого поколения, пребывающего в поисках жизненного пути.
21 октября 1929
В новом помещении открылся Дом печати
В новом помещении на Фонтанке, 7 открылся Дом печати.
Находился здесь до войны; был центром литературной жизни города.
КЛИКАБЕЛЬНО
26 октября 1766
255 лет назад
Прибыл скульптор Этьен Морис Фальконе
В Петербург прибыл скульптор Этьен Морис Фальконе, автор «Медного всадника». С 1766 по 1778 — будет жить и работать в мастерской в доме П. П. Жако — Большая Морская улица, 11.
22 октября 1919 Открыт Химико-фармацевтический институт ПХФИ (ныне академия, СПХФА). 12 августа 1919 состоялось учредительное заседание временного совета ПХФИ приняло решение об открытии основных кафедр института и утвердило положение о вновь созданном высшем учебном заведении. В первый состав совета института входили выдающиеся деятели отечественной науки академики В. Л. Комаров, Л. А. Орбели, Г. А. Надсон. Замечательный реформатор фармацевтического образования профессор Александр Семёнович Гинзберг был единогласно избран первым директором института. Датой основания фармацевтического института считается 22 октября 1919.Летом 1922 года состоялся первый выпуск специалистов. Пятерым выпускникам было присвоена степень кандидата наук.
РНБ