1712

310 лет назад

Пётр I перенёс

столицу России

из Москвы

в Санкт-Петербург

 

В 1712—1714 гг. столица России (до 1918 года) была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург.

В ходе Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю. Там был основан первый в России город, построенный по европейским канонам. В него была перенесена столица, так как этот город был ближе к Европе и производил лучшее впечатление на иностранцев. Также Петру I требовалась столица на морском побережье — «чтобы гости из других стран могли приплывать к царю по морю, а не преодолевать опасную дорогу до Москвы». Перенос состоялся до формального присоединения земель к России по Ништадтскому договору, таким образом, столица размещалась на территории, формально принадлежащей другому государству.

Формального указа или царского манифеста о переносе столицы не издавалось. Фактически перемещение столичных функций началось в 1710 году, когда в Санкт-Петербург стали переезжать высшие чиновники, а за ними в 1711 году — сенаторы. В том же году на берегах Невы появилось персидское посольство, а в 1712 году сюда прибыли посланники Великобритании, Франции, Голландии и Пруссии. В том же 1712 году в Петербурге обосновался царский двор[4]. Приказные и сенатские учреждения (т. е. органы исполнительной власти) перебирались из Москвы в Санкт-Петербург в 1713—1714 гг.

Несмотря на обратный перенос столицы в 1728 году, с 1732 года Петербург (Петроград) непрерывно оставался столицей до 1918 года.

Май
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28  29 30 31 
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 

Надежда Лохвицкая, известная под псевдонимом Тэффи – русская поэтесса, писательница переводчица первой половины 20-го века. Автор рассказов, повестей, новелл и романов детективно-юмористического жанра.

Писательница Надежда Лохвицкая, более известная под творческим псевдонимом Тэффи, сочиняла произведения в широкой гамме литературных жанров. Ее увлекательные книги читали люди совершенно противоположных взглядов — Николая II до Владимира Ленина. Рассказы Надежды Александровны не теряют актуальности уже почти сотню лет, поскольку ее герои удивительно похожи на современных обывателей.

ЛИТЕРАТУРА
В 1901 году в издании «Север» появилась первая литературная работа начинающей поэтессы. Стихотворение с названием «Мне снился сон безумный и прекрасный» нашло теплый отклик среди любителей романтики. К тому времени сестра Нади, Мария, уже стала известной в обеих столицах сочинительницей, выступавшей под псевдонимом Мирра Лохвицкая.

Надежда поняла, что ей тоже необходимо звучное творческое имя. О том, как появилась Тэффи, Лохвицкая выдавала совершенно разные версии. Первый вариант – псевдоним заимствован из произведения Киплинга о непослушной девчонке, которая постоянно напрашивалась на порку. По второй версии писательница просто переиначила имя Стэффи, принадлежавшее ее глупому, но весьма удачливому приятелю.

Юмор был неотъемлемой частью творческой биографии Тэффи. И хотя женщина создала огромное количество стихов, романов и переводов иностранных книг, настоящую славу ей принесли именно короткие шутливые рассказы, в которых автор мастерски сочетала лирику и сатиру.

В читающих кругах Мирру Лохвицкую считали предтечей таких знаменитых поэтесс, как Марина Цветаева и Анна Ахматова. А вот Надежду нередко сравнивали с Антоном Чеховым, положившим начало сатирическому жанру. В своих мемуарах Лохвицкая с горькой иронией отмечала:

«ПОЭЗИЯ – МОЯ ЛЮБОВЬ, А ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЛЛЕТРИСТИКА – КОРМИЛИЦА»

Одновременно с Тэффи юмористической звездой того времени был Аркадий Аверченко, относившийся к коллеге с огромным уважением. На страницах своего «Сатирикона» он регулярно печатал работы своей конкурентки, которая была за это очень благодарна. Помимо этого, юморески и фельетоны писательницы издавались в журналах «Речь» и «Русское слово». Когда творчество Лохвицкой обрело невероятную популярность, предприимчивые производители стали называть ее именем шоколадные конфеты и парфюмерную продукцию.

В текстах Надежды Александровны читателя привлекала захватывающая детективная линия и назидательность басенного жанра.  ЗДЕСЬ

Тэ́ффи (настоящее имя — Наде́жда Алекса́ндровна Лохвицкая, в замужестве — Бучинская; 9 [21] мая (по другим данным —

26 апреля [8 мая] ) 1872 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 

6 октября 1952 года, Париж, Франция)

Архитекторы

 

Лидваль Фёдор Иванович 20 мая
архитектор Киева

Николаев Ипполит Владимирович
23 мая архитектор Киева

Байков Иван Иванович (25 мая) - архитектор Кисловодска.

Бенуа Ирина Николаевна (16 мая) - архитектор XX века, реставратор России.

Гиппиус Отто Густавович (17 мая) - архитектор XIX века.

Актрисы

Богданова-Чеснокова Гликерия Васильевна
26 мая певица оперетты в России, актриса XX века

Василькова Зоя Николаевна 4 мая
актриса XX века, актёр Киностудии им. М. Горького, Театра-студии киноактёра

Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна 27 мая
танцовщица XX века, актриса

Мичурина-Самойлова Вера Аркадьевна
17 мая актриса XX века, Александринского театра

Мышкова Нинель Константиновна
8 мая актриса XX века, Театра-студии киноактёра

Самойлова Татьяна Евгеньевна 4 мая актриса XX века

Сотничевская Софья Владимировна
8 мая актриса Воронежского драматического театра, России

Аверичева Ольга Васильевна (24 мая) - актриса XX века.

Григорьева Светлана Васильевна (20 мая) - актриса XX века.

Ласкари Ирина Кирилловна (22 мая) - актриса XX века.

Молчанова Анна Николаевна (27 мая) - актриса XX века.

Сутулова Ольга Александровна (4 мая) - актриса России.

Фиссон Наталия Владимировна (11 мая) - актриса XX века.

Щелканова Екатерина Николаевна (2 мая) - актриса России.

Актёры

Беккер Борис Израилевич 30 мая актёр XX века, «Ленкома»

Бирман Наум Борисович 19 мая кинорежиссёр России, актёр киностудии «Ленфильм», сценарист

Варламов Константин Александрович 23 мая
актёр XIX века, Александринского театра

Воркуль Зинаида Венедиктовна 2 мая
актриса XX века, актёр Киностудии им. М. Горького

Гордин Игорь Геннадьевич 6 мая актёр XX века

Дмитриев Игорь Борисович 29 мая актёр XX века

Добряков Игорь Георгиевич 6 мая актёр XX века

Дьячков Леонид Николаевич 7 мая актёр XX века

Жуковский Борис Елисеевич 14 мая актёр XX века

Кириллов Пётр Клавдиевич 17 мая режиссёр-постановщик XX века, актёр

Колин Николай Фёдорович 7 мая актёр XIX векаРутберг Илья Григорьевич 17 мая театровед России, актёр XX века


 

 

 

Труханов Владимир Никитич 21 мая актёр XX века

Уржумцев Михаил Васильевич 16 мая актёр XX века

Ханов Александр Александрович 12 мая актёр XX века

Анисимов Константин Александрович (22 мая) - актёр XX века.

Барков Дмитрий Дмитриевич (17 мая) - актёр XX века.

Бирин Андрей Александрович (31 мая) - актёр XXI века.

Бурлакова Вера Николаевна (1 мая) - актёр киностудии «Мосфильм», актриса Театра-студии киноактёра, XX века.

Васильев Владимир Васильевич (31 мая) - актёр России.

Демидов Константин Вячеславович (20 мая) - актёр XX века.

Зайцев Денис Юрьевич (2 мая) - актёр XX века.

Иванов Игорь Юрьевич (19 мая) - актёр России.

Ильясов Борис Иванович (4 мая) - актёр XX века.

Климушкин Алексей Владимирович (2 мая) - актёр XX века.

Кравец Марина Леонидовна (18 мая) - актриса XXI века, певица, комик-музыкант России, актёр Премьер-лиги КВН.

Кузнецов Евгений Борисович (20 мая) - актёр XX века.

Куликович Олег Борисович (13 мая) - актёр озвучивания в России.

Родионов Юрий Сергеевич (27 мая) - актёр XX века.

Сабельникова Евгения Алексеевна (15 мая) - актриса СССР, актёр киностудии «Ленфильм».

Уманов Сергей Константинович (1 мая) - актёр России.

Шевельков Владимир Алексеевич (8 мая) - актёр России, кинорежиссёр.

Шевяков Владимир Сергеевич (27 мая) - актёр России.

Артисты

Вилль Эльза Ивановна 4 мая артист балета XIX века

Ермаков Андрей Андреевич 27 мая артист балета XXI века

Люком Елена Михайловна 5 мая артист балета XX века

Шекера Анатолий Фёдорович 17 мая хореограф XX века, балетмейстер, артист балета

Гаврилова Александра Ивановна (10 мая) - артист балета XX века.

Искусствоведы

Князева Валентина Павловна 15 мая искусствовед России

Губанова Галина Игоревна (18 мая) - искусствовед России, театровед.

Нарышкина Наталья Андреевна (31 мая) - искусствовед России.

Композиторы

Белимов Сергей Александрович
27 мая
композитор XX века, кинокомпозитор России

Богословский Никита Владимирович
22 мая
филателист России, пианист XX века, дирижёр, кинокомпозитор, композитор

Вавилов Владимир Фёдорович
5 мая
композитор XX века

Максимачёв Дмитрий Юрьевич
12 мая
музыкант России, композитор

Носырев Михаил Иосифович
28 мая
композитор XX века

 

Вышнеградский Иван Александрович (4 мая) - композитор Франции, музыкант русского авангарда.

Фридман Александр Александрович (31 мая) - артист балета XIX века, композитор.

Хрущёва Настасья Алексеевна (24 мая) - пианист России, композитор XXI века.

Музыканты

Аранович Юрий Михайлович
13 мая
музыкант Карелии, дирижёр Израиля, командор ордена Полярной звезды

 

Алексеев Николай Геннадьевич (1 мая) - дирижёр XX века, музыкант Симфонического оркестра Большого театра.

Волощук Евгений (26 мая) - звукорежиссёр России, музыкант группы «Пикник», бас-гитарист.

Мажара Николай Юрьевич (13 мая) - музыкант Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, пианист России.

Слепнёв Николай Анатольевич (21 мая) - музыкант Симфонического оркестра Мариинского театра.

Чирсков Валерий Павлович (23 мая) - музыкант ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии, трубач России.

 

Певцы и певицы

Беседина Галина Ильинична (31 мая) - певица России.

Польна Ева Леонидовна (19 мая) - певица XX века.

Пианисты

Шостакович Максим Дмитриевич
10 мая
дирижёр СССР, пианист

 

Мемхес Аркадий (9 мая) - пианист XX века, саксофонист СССР.

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ 20 мая  2022 г.

Теребенёв

Иван Иванович

21 мая
художник-карикатурист Российской империи, скульптор XIX века

 

 

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

В    марте    ОТКРЫТЫ    СТАНЦИИ!

 

КЛИКАБЕЛЬНО! ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

Берггольц Ольга Фёдоровна
16 мая
писатель Санкт-Петербурга, поэтесса СССР, поэт, журналист, драматург

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

XV КОНГРЕСС МАПРЯЛ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»
2023-09-12 10:00 Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в XVКонгрессе МАПРЯЛ Русский язык и литература в меняющем...
Международная научная конференция АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
2023-05-22 10:00 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Международная научная конференция АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА в ра...
XLVII Малышевские чтения
2023-05-17 10:00 17мая— XLVII Малышевские чтения. Программа
XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ
2023-04-24 10:00 XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ Филологический факультет Санкт-Петербургского госуд...
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»
2023-04-17 10:00 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Межвузовская научно-практическая конференция с международным участие...
Конференция «Век как сюжет»
2023-04-13 12:00 Кафедра истории и теории литературы Тверского государственного университета, Институт русской литературы (...

19 мая

1728

Пётр II перенёс столицу России из Санкт-Петербурга обратно в Москву

 

19-22 мая

Книжный салон 2022
на Дворцовой
площади

 

Главный книжный праздник нашего города во второй раз пройдет на Дворцовой площади
и в здании Главного штаба Государственного Эрмитажа.

 

Выставка работает с 11.00 до 20.00

 

1866

Основано Русское техническое общество

 

Анна Петровна Остроумова-Лебедева

Россия  1871−1955

Ученица Академии художеств с 1892 г. по 1895 г. 2 ноября 1900 г. – зван е художника за гравюры на дереве.

(Кондаков)

А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в АХ, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 гг. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда.

Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908- 10; "Павловск", 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) - до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923; "Портрет Андрея Белого", 1924; "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться

1755  Для горожан открыт Летний сад

 

16 мая 1768 Указ о постройке «Медного всадника»
Императрица Екатерина II издала указ о постройке памятника Петру I «на площади между Невы реки, Адмиралтейства и Сената» — будущего «Медного всадника»

 

 

18 мая 1780

Екатерина II окончательно утвердила герб Петербурга

1873

Первая публичная демонстрация электрической лампы

 

19 мая 1801

На Марсовом поле открыт

 памятник фельдмаршалу А. В. Суворову. Первоначально памятник стоял посередине поля, впоследсвии перенесён ближе к Неве и Троицкому мосту.