...Могучим для души апофеозом

Взмывают к небу невские мосты.

 

Александр Онущенко

Даты и события

26 мая 

1856 165 лет назад Основан Балтийский завод
1896 125 лет назад Коронация Николая II
1904 Родилась Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова

27 мая 

1703 Заложена Петропавловская крепость
1795 Основана «публичка»

1803 Император Александр I провёл торжественное празднование столетия Санкт-Петербурга
1835 Открыта Петропавловская больница
1855 Открыт памятник И. А. Крылову в Летнем саду
1903 Открылась первая в России плавучая передвижная кустарная выставка
1903 Торжества на 200-летие города
1905 Второй день Цусимского сражения
1908 Открыт памятник героям броненосца «Император Александр III»
1998 Торжественная закладка часовни близ фундамента разрушенного храма Спаса-на-Водах

28 мая  

1802 Учреждено Императорское Человеколюбивое общество

1828 Пушкин впервые читал «Бориса Годунова»
1860 На Исаакиевской площади открыт сквер

29 мая  

1823 Родился Александр Бобринский
1831 190 лет назад Пушкин с женой приехал в Петербург

1903 Торжественно открыт Троицкий мост
1917 Начала работу Всероссийская книжная палата

30 мая 

1984 Открыт бюст Галины Улановой
1997 Открыт памятник Ф. М. Достоевскому

31 мая 

1900

Открыт бюст М. И. Глинки

Санкт-Петербург 

Город-герой

318-летие

Год основания: 1703 г. День города отмечается 27 мая.

Город основан 27 мая 1703 года. Датой рождения Санкт-Петербурга считается закладка Петром I на Заячьем острове в устье реки Невы Петропавловской крепости. Назван город в честь апостола Петра. «Прорубив окно в Европу», Петр I в следующем году на острове Котлин основывает крепость Кронштадт. Напротив Петропавловской крепости был заложен первый торговый порт Санкт-Петербурга.

С 1712 по 1918 годы город был столицей Российской империи. 

Май
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28 29 30 31  
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 

Битов Андрей Георгиевич

27 мая
писатель России XX века

Писатели

Ахманов Михаил

29 мая
писатель России XXI века

Тэффи

21 мая
писатель России XX века, поэт, сатирик

Адмиральский Алексей Михайлович
9 мая
писатель СССР

Антонов Сергей Петрович
16 мая
писатель России XX века

Баранцевич Казимир Станиславович
22 мая
писатель России XIX века

Берггольц Ольга Фёдоровна
16 мая
писатель Санкт-Петербурга, поэтесса СССР, поэт, журналист, драматург

Волконский Михаил Николаевич
19 мая
писатель России XIX века, драматург, сатирик

Долинина Наталья Григорьевна
26 мая
писатель СССР, педагог

Зарин Андрей Ефимович
16 мая
публицист Литвы, писатель России XIX века

Иринчеев Баир Климентьевич
29 мая
писатель России XXI века

Кондратьев Александр Алексеевич
23 мая
поэт XX века, писатель, переводчик, литературовед

Линевский Александр Михайлович
3 мая
писатель Карелии, историк России, этнограф, археолог

Лунц Лев Натанович
2 мая
писатель России XX века

Попцов Олег Максимович
27 мая
журналист XX века, писатель России

Столыпин Дмитрий Аркадьевич
21 мая
мемуарист Российской империи, писатель России XIX века

Толстая Татьяна Никитична
3 мая
педагог США, писатель Москвы

Усова Галина Сергеевна
22 мая
переводчик XX века, писатель России, поэт

Шварц Елена Андреевна
17 мая
писатель Санкт-Петербурга, поэт России

Шмидт Борис Андреевич
1 мая
писатель Карелии, поэт


 

 

 

Андронов Иона Ионович (19 мая) - писатель России XXI века, журналист, сценарист.

Горловский Александр Самойлович (5 мая) - писатель России XX века.

Ильина Наталия Иосифовна (19 мая) - писатель России XX века.

Мочалов Лев Всеволодович (24 мая) - поэт XX века, писатель России, исследователь русского авангарда, искусствовед.

Прозоров Александр Дмитриевич (3 мая) - писатель России XX века.

Соловьёв Борис Иванович (25 мая) - писатель России XX века, редактор СССР, поэт.

Уткин Владимир Сергеевич (13 мая) - писатель России XX века, геолог, прозаик Украины.

Чижова Елена Семёновна (4 мая) - писатель России XX века.

Шерешевский Пётр Юрьевич (29 мая) - кинорежиссёр XXI века, писатель России XX, сценарист, драматург.

Битов Андрей Георгиевич
27 мая
писатель России XX века, преподаватель Литературного института имени А. М. Горького

Бродский Иосиф Александрович
24 мая
преподаватель Амхерстского колледжа, педагог США, писатель СССР, эссеист XX века, драматург, поэт России, переводчик поэзии на английский язык

Поэты

Гуро Елена Генриховна
30 мая
прозаик русского авангарда, поэт России, поэтесса Серебряного века, художница XX, художник

Есенин-Вольпин Александр Сергеевич
12 мая
математик XX века, поэт России, правозащитник СССР

Игорь Северянин
16 мая
переводчик поэзии на русский язык, поэт России

Резников Виктор Михайлович
9 мая
поэт-песенник России, композитор, певец

Рубин Дмитрий Александрович
5 мая
поэт-песенник России

Рыжов Ким Иванович
3 мая
поэт России, сценарист

Фофанов Константин Михайлович
30 мая
поэт России XIX века

Дынкин Михаил Абрамович (24 мая) - поэт России.

Родионов Ярослав Иванович (31 мая) - драматург XX века, переводчик на русский язык, поэт.

Струве Глеб Петрович (1 мая) - поэт XX века, литературовед, исследователь литературы русского зарубежья, преподаватель Лондонского университета, переводчик.

Бачурин Евгений Владимирович
25 мая
поэт России, художник XX века

Художники

Бенуа Александр Николаевич

3 мая
сценограф Российской империи, историк искусства, мемуарист русского зарубежья, искусствовед России, художник объединения «Мир

Теребенёв Иван Иванович

21 мая
художник-карикатурист Российской империи, скульптор XIX века

Кульбин Николай Иванович
2 мая
художник России, музыкант русского авангарда, куратор, теоретик, философ, преподаватель Военно-медицинской академии

Хухров Юрий Дмитриевич
14 мая
преподаватель Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, художник России, живописец Ленинградского Союза художников

Белов Юрий Владимирович
27 мая
живописец Ленинградского Союза художников, художник России

Бубнова Варвара Дмитриевна
17 мая
Дама ордена Драгоценной короны 4 класса, график русского авангарда, художник XX века, художница России

Буров Константин Михайлович
25 мая
художник СССР

Гагарин Григорий Григорьевич
11 мая
художник России XIX века

Гартман Виктор Александрович
5 мая
архитектор Москвы, художник России XIX века

Гембажевский Бронислав
30 мая
художник-пейзажист Польши, историк

Герцовская Марина Михайловна
24 мая
художник неофициального искусства СССР

Горб Татьяна Владимировна
27 мая
живописец Ленинградского Союза художников, художник России

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ 26 мая 2021 г.

Торжественная церемония и митинг, посвященные Дню города – Дню основания Санкт‑Петербурга

Петропавловская крепость, Государев бастион у Закладного камня

27.05.2021

 

Дмитриев Игорь Борисович
29 мая
актёр XX века

 

 

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

В    мае    ОТКРЫТЫ    СТАНЦИИ!

 

КЛИКАБЕЛЬНО! ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

Бубнова Варвара Дмитриевна
17 мая
 график русского авангарда, художник XX века, художница России

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНОМ КОНГРЕССЕ «НЕКРАСОВ В XXI ВЕКЕ»
2021-07-01 10:00 Международный научный конгресс «НЕКРАСОВ В XXI ВЕКЕ» даст возможность исследователям из разных стран, з...
Международной научной конференции «Проблемы русской литературы, культуры и общественной мысли XIX-XX веков: к 95-летию Бориса Федоровича Егорова
2021-05-31 00:00 31 мая — 1 июня — Санкт-Петербургский Институт истории и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Р...
XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРЕВОД. ЯЗЫК. КУЛЬТУРА» Добавить в избранное
2021-05-28 00:00 О МЕРОПРИЯТИИ Основные направления работы: - Язык — культура — текст в переводе - Теория и дидактика отд...
XLV Малышевские чтения
2021-05-12 14:28 12 мая —  очередные XLV Малышевские чтения, посвященные 150-летию выдающегося историка литературы, фол...
Научная конференция «Время как сюжет»
2021-04-08 10:00 Конференция «Время как сюжет» продолжает исследовательскую работу 2012–2020 годов в рамках серии темат...
Выставка к Международному дню книгодарения
2021-02-14 10:00 14 февраля в Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., 165) начнет работу выставка «...

ДЕНЬГорода-День города Санкт-Петербург отмечает 27 мая в день основания Петропавловской крепости.

Герб Санкт-Петербурга был утвержден 7 мая 1780 года и восстановлен после советского периода 6 сентября 1991 года. На нем изображены: скипетр как символ столицы и императорской власти, морской якорь как символ морского порта и речной якорь как символ речного порта. Прообразом послужил герб Ватикана как города Святого Петра.   Флаг Санкт-Петербурга создан на основе символики герба города.

 

В 1914 году указом Николая II город переименован в Петроград.

26 января 1924 Петроград переименован в Ленинград

6 сентября 1991 года городу возвращено название Санкт-Петербург.

Гала-концерт оркестра «Северная Симфония»

СПб ГАУК «Театр «Мюзик-Холл»

Дворцовая набережная у Дворцового моста

28.05.2021

 

XVI Санкт‑Петербургский международный книжный салон

Дворцовая площадь

26.05. - 29.05.2021

XVI Международный книжный салон начал работу в Санкт-Петербурге.

В этом году впервые это знаковое событие культурной и литературной жизни города проходит на Дворцовой площади. Книжный салон с учетом эпидемиологической обстановки проходит в гибридном формате - на основной площадке и онлайн (на сайте www.book-salon.online). Также предусмотрена прямая трансляция мероприятий, проходящих офлайн. В программе салона запланированы более 200 мероприятий в различных дискуссионных форматах. Многие из них в этом году посвящены таким знаковым датам, как 800-летие со дня рождения Александра Невского, 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского, 200-летие со дня рождения Н. А. Некрасова, 100-летие со дня рождения А. Д. Сахарова.

 

Объявлен конкурс эссе ко Дню России

15 мая 2021 — 07 июня 2021

Санкт-Петербургский Дом национальностей объявляет конкурс эссе среди обучающихся в ВУЗах Санкт-Петербурга, а также молодых специалистов Санкт-Петербурга, посвященный празднованию Дня России. 

Конкурс проводится по тематическому направлению "Праздник - День России". Конкурсные работы принимаются в электронном виде по адресу domnac.ia@spbdn.ru до 07.06.2021.

Требования к оформлению эссе указаны в Положении конкурса.
Справки по телефону (812) 241-57-62 и по электронной почте domnac.ia@spbdn.ru. 

Андрей Битов родился в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург) в 1937 году. Его отец, Георгий Битов, был архитектором и спроектировал санаторий «Металлург» в Сочи. Мать, Ольга Кедрова, работала юристом на судостроительном заводе. Семья жила в коммунальной квартире на Аптекарском острове, причем все соседи по этажу были родственниками. Бабушка Битова преподавала музыку в консерватории, а дядя был композитором. Со стороны матери все работали врачами. Будущий писатель вспоминал: «Я не вырос в советской власти, я жил в семье».

Когда Андрею Битову было четыре года, началась Великая Отечественная война. Первую зиму семья провела в Ленинграде, а весной 1942 года их эвакуировали сначала на Урал, потом в Ташкент. Вернуться удалось в 1944 году. Тогда же Андрей Битов пошел в школу. Учился он неважно: не понимал математику, не читал книг. Чтобы прокормить семью в послевоенное время, родители много работали, поэтому будущий писатель был предоставлен сам себе. Битов увлекался спортом: сначала занимался легкой атлетикой, потом ходил в горы и в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». В интервью «Новой газете» он говорил: «С детства я бредил путешествиями. Над кроватью висела карта мира — два обозримых, но непостижимых круга — восточное и западное полушария. Меня манила Монголия. Пржевальский был моим кумиром. Но здесь меня ждало разочарование: весь мир был уже открыт еще в прошлом, ХIХ веке».

На одном из соревнований Андрей Битов получил серьезную травму, поэтому не мог заниматься альпинизмом профессионально. Тогда после окончания школы в 1955 году он поступил на геологоразведочный факультет Ленинградского горного института.

Стихи после лекций: первые шаги в литературе

Осенью 1956 года Андрей Битов вступил в студенческий литературный кружок, которым руководил известный поэт Глеб Семенов. Встречи объединения назывались «Собраниями ГЛЕБгвардии СЕМЕНОВского полка». На них студенты читали свои стихи и прозу, а Семенов помогал их улучшить: учил приемам стихосложения и редактировал тексты. Поэт Александр Городницкий в мемуарах «И вблизи, и вдали» писал: «Прежде всего он читал нам наизусть множество стихов авторов, о которых мы, тогдашние жертвы полуобразованщины и усеченных школьных программ сталинской эпохи соцреализма, попросту ничего не знали. Только спустя много лет я понял, как рисковал Семенов, называя нам многие запретные тогда имена и читая стихи, в ту пору не печатавшиеся». В это время Андрей Битов тоже начал писать. Несколько его стихотворений вошли во второй сборник поэтов Горного института. Однако весь тираж по решению парткома сожгли в котельной: произведения всех студентов были посвящены свободе личности.

В 1957 году, после второго курса, Андрея Битова отчислили из института — он несколько раз завалил экзамен на военной кафедре. Писателя призвали в армию и отправили в строительный батальон на лесозаготовки. Битов служил один год: в 1958 году он демобилизовался и сумел восстановиться без потери курса. Через несколько месяцев автор женился на писательнице Инге Петкевич. В 1960 году в семье родилась дочь Анна.

Андрей Битов мало времени проводил дома. После лекций он ходил в кружок при издательстве «Советский писатель», где впервые попробовал писать прозу. В 1960 году в альманахе «Молодой Ленинград» опубликовали три рассказа автора о взрослении и подсознании: «Бабушкина пиала», «Фиг» и «Иностранный язык».

В 1962 году Битов окончил Ленинградский горный институт и устроился на работу буровым мастером Невской геологической партии. Литературу он не бросил: по вечерам записывал в тетрадь короткие рассказы. В 1963 году они вошли в его первый сборник «Большой шар». Когда вышла книга, в газете «Известия» появилась разгромная рецензия. Битова критиковали «за чрезмерную приниженность и растерянность героев». Его персонажи были недовольны строем, постоянно сомневались и хотели изменить свою жизнь. Исследователь Борис Аверин позже писал: «Благодаря прозе интеллектуальной, а на первом месте здесь стоял Битов, мы поняли, что столь осуждаемая в школе рефлексия, заедавшая лишних людей вроде Печорина и Рудина, и есть главная определяющая способность человека, только и делающая его человеком».

Тайны сочетания слов: путевые очерки и короткие рассказы

После публикации сборника Андрей Битов решил стать профессиональным писателем. Он уволился с работы и целые дни проводил за книгами: автор увлекся литературой золотого века.

Настоящим чтением для меня стала русская классика. Из-за этого у меня сложилась особая форма видения, оттуда происходящая. И так я при ней и остался: Пушкин-Лермонтов-Гоголь и модернистичнее, и современнее Чехова. Когда я читал диссидентскую литературу — не такую важную, как «ГУЛАГ», — то мне это было и не так интересно. Меня информировали, а не просвещали. Мне не в чем было разочароваться — я иначе видел реальность.

Андрей Битов. Эссе «О пустом столе», журнал «Октябрь» 2005 год

В 1965 году вышла вторая книга писателя — «Такое долгое детство». Главным героем повести был первокурсник Кирилл Капустин, который после занятий работал грузчиком на шахте в северном городке. В этом же году Андрея Битова приняли в Союз писателей. С тех пор он регулярно публиковал произведения: в 1967 году вышли повести «Одна страна», «Сад», «Дачная местность», а в следующем — сборники «Путешествие к другу детства» и «Аптекарский остров». Одним из самых обсуждаемых произведений стал рассказ «Пенелопа». Романтическое знакомство парня и девушки в кинотеатре превратилось у Битова в историю о разочаровании: после сеанса герой сбежал от спутницы из-за ее внешности.

Стилем он владеет совершенно. С первого взгляда кажется, что ему ничего не стоит просто и доступно выражать сложнейшие вещи; что он пишет, как птица поет. Он знает тайны этой легкости. И тайны того сочетания слов, что отличает художника от ремесленника.

Вера Панова, драматург

Параллельно Андрей Битов учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Литературные гонорары были небольшими, нужно было зарабатывать на жизнь, и кино могло стать хорошей подработкой. В 1966 году автор написал сценарий для советско-японского фильма «Маленький беглец» о приключениях мальчика Кэн Кавама, который в 10 лет поехал в СССР искать отца. В картине эпизодическую роль играл Юрий Никулин.

На сценарных курсах Битов подружился с армянским писателем Грантом Матевосяном. В 1967 году оба закончили учебу при Госкино, но продолжили общаться. Летом следующего года Андрей Битов прилетел погостить к другу в Ереван. Он ездил по стране, знакомился с местными жителями, изучал историю и культуру. Когда автор вернулся в Россию, он всего за семь дней написал книгу «Уроки Армении» — эмоциональные путевые заметки от первого лица. Очерк впервые в советской литературе рассказывал о геноциде армян 1915 года. Битов говорил: «История замалчивания скорби и достоинства с первого и до сегодняшнего дня продолжается так или иначе. Я вспоминаю, когда «Уроки Армении» проходили печать в нашей цензуре в 1969 году, они выкрамсывали места, где цитировались фашистские инструкции по поводу освещения подробностей геноцида армян».

«Пушкинский дом» — советский постмодернизм

Однако главным произведением, над которым в конце 1960-х годов работал Андрей Битов, был роман «Пушкинский дом». Автор закончил его в 1971-м, однако издательство «Советский писатель» отказалось публиковать произведение, и текст распространялся в самиздате.

Задумка «Пушкинского дома» пришла к Битову в 1964 году, после суда над Иосифом Бродским, которого обвиняли в тунеядстве. Он вспоминал: «Было ощущение законченности эпохи, какой-то грани». Работа продвигалась медленно. Писатель долго не мог определиться с жанром: сначала хотел ограничиться рассказом под названием «Аут», но потом остановился на романе и включил рассказ в одну из глав. «Пушкинский дом» описывал жизнь ленинградского филолога Левы Одоевцева со школы до работы в Институте русской литературы — Пушкинском Доме. Ученый родился в «роковой» 1937 год и принадлежал поколению шестидесятников. Поэт Юрий Карабчиевский писал о герое: «…это несвободный советский человек, научившийся умещаться в границах дозволенного, уже их, кажется, и не замечая. Многое в его натуре искажено, побуждает совершать без­нравственные поступки. Но совесть не окончательно заглохла в ге­рое. Тема совести главная в романе вообще, в чем выявляет себя тесная связь с традицией русской классической литературы». Битов одним из первых в советской литературе заговорил о моральной слабости человека.

Произведение называли «филологическим романом»: герои постоянно говорили о литературе и обсуждали ее будущее. Кульминацией стала пьяная дуэль между сотрудниками института, которая переросла в погром. Битов давал читателю два варианта финала: в одном из них Одоевцев погибает, во втором — наводит порядок и продолжает работать. Название глав романа отсылали к произведениям Пушкина и Лермонтова, а в сам текст писатель вставлял свои комментарии и фрагменты несуществующих научных статей главного героя. «Пушкинский дом» наряду с «Москвой — Петушками» Венедикта Ерофеева и «Школой для дураков» Саши Соколова — одно из первых произведений советского постмодернизма.

Сразу после «Пушкинского дома» в 1971 году Андрей Битов написал повесть-эссе «Птицы, или Новые сведения о человеке», в которой рассуждал о природе человека и науке. Он говорил: «Мы живем на границе двух сред. Это принципиально. Мы не то и не другое. Только птицы и рыбы знают, что такое среда». В 1973 году писатель поступил в аспирантуру Института мировой литературы, однако спустя год решил оттуда уйти: занятия и подготовка диссертации отнимали слишком много времени и отвлекали от творчества. В 1976 году вышло сразу два его рассказа: «Дни человека» и «Семь путешествий», а спустя несколько месяцев Битов закончил сценарий к фильму «В четверг и больше никогда», который спустя два года снял режиссер Анатолий Эфрос.

Когда я его читаю, у меня сама собой появляется улыбка из-за таланта этого человека, его изумительного остроумия, остроты сопоставлений. Он — гений прозорливости, писательской мудрости и изумительного слова. Особенно я люблю его эссе… есть такая стройность и оригинальность мышления, которая уходит вверх как некий воздушный змей.

Борис Мессерер, художник

В 1977 году через писателя Василия Аксенова «Пушкинский дом» передали за границу, и спустя год роман напечатало американское издательство Ardis.

Подпольный альманах шестидесятников, запрет и перестройка

ДАЛЕЕ

29 мая 2021 года в самом сердце Петербурга - на Исаакиевской площади состоится Санкт-Петербургский Бал национальностей.

 

С 12.30 начнется сбор гостей и работа выставок-презентаций и мастер-классов по национальному искусству и культуре. Торжественное открытие Санкт-Петербургского Бала национальностей и начало концертной программы – в 13.00.

 

Гуро Елена Генриховна
30 мая
прозаик русского авангарда, поэт России, поэтесса Серебряного века, художница XX, художник